Мечта любого руководителя – сплочённый и дружный коллектив, где каждый отдельный сотрудник заинтересован в достижении общих целей команды, а не отдельно своих, где чувство конкуренции вытеснено сотрудничеством, а командный дух выведен на новый уровень.
Но такие люди сами по себе в компаниях не рождаются, для этого руководство проводит разного рода мероприятия, нацеленные на командообразование, в простоайтишье – тимбилдинг.
Обычный сценарий тимбилдинга в рядовой компании: коллеги съезжаются в комфортабельный загородный дом и начинают выполнять стандартные упражнения, например: падать друг другу на руки, один другого проводит через всякого рода лабиринты с закрытыми глазами и так далее…
Как выглядит тимбилдинг «Лаборатории Качества»? Биг Босс всея ЛК перебирает все самые жёсткие варианты. И, разочаровавшись в их эффективности, устраивает настоящее реалити-шоу!
Сценарий: из разных уголков планеты, компания-то удалёнщиков, съезжаются 11 самых безбашенных и непохожих друг на друга людей для того, чтобы протестировать лимиты своих возможностей и взобраться на самую высокую точку Европы – Эльбрус = 5642 метра.
Формат: безумное сочетание проекта «Дом 2», «Последнего героя», фильма «Вертикаль» и шоу Бенни Хилла.
В главных ролях: веганы, айтишники-интроверты, многодетные отцы, мачо-переговорщики, семейные парочки, рукастые тестировщики, феи-маркетологи, дымящие аналитики и другие.
Девиз: «Руколь сказала: «Надо!» ЛКаши кивнули: «Есть!».
Бэкграунд: Чтобы сильнее спаять будущих участников реалити-шоу, чей-то злой гений прямо накануне вылета решает организовать и провести в Москве роскошный, но крайне изнуряющий митап на 80 человек. В результате – успех… и митап проведён со средней оценкой гостей 3,6 из 4, и сотрудники доведены до нужной кондиции убитости и представляют собой благодатный материал для последующих экспериментов.
А теперь о самом процессе тестирования
Забегая наперёд, невозможно однозначно сказать, кто кого тестировал: мы себя и нашу команду или всё же Эльбрус и его тяжёлые условия создали идеальную тестовую площадку для формирования атмосферы взаимопомощи, полной самоотдачи и даже семьи.
Начиналось всё вполне себе стандартно. Насколько вообще может быть стандартным воссоединение людей, которые работают в сотнях километров друг от друга. Историческая встреча проекта «Эльбрус» состоялась в аэропорту Минеральных Вод. Многие увидели коллег вживую впервые, поэтому в удивлённых глаза зачастую читался вопрос: «Привет, а ты…?», неловкая пауза… затем следовал столь же неловкий ответ, после которого все радостно обнимались и делали вид, что узнали друг друга тут же, с первого взгляда. Команда притиралась, начинала переходить от формата цифрового общения к более тёплому – человеческому.
Фаза сопоставления аватарок скайпа с реальными лицами команды «тестеров» продолжалась на протяжении всего пути в Пятигорск, где после дозаправки отменными осетинскими пирогами мы переключились на подбор инструментов для предстоящего тестирования. Горы легкомыслия не прощают, а потому к багажу каждого восхожденца добавился 60-литровый рюкзак снаряжения, включая колющие, рубящие, душащие и прочие приспособления, спасшие одному из участников жизнь, но об этом позднее.
Затишье перед бурей
Когда все пожитки и оборудование были размещены в номерах, решено было насладиться кратким мигом затишья и воспользоваться гостеприимством Пятигорска. Тогда мы ещё не думали, что стоит беречь силы, потому кабанчиками пробежались по городу, сделав несколько незабываемых фото.
Тучи сгущаются
Утро Пятигорска встретило нас первой болью в ногах, скоростными сборами, трамбовкой всего скарба в «Мерседес Спринтер» с колоритным кавказским водителем и трансфером жёстким забросом всей пока ещё изнеженной делегации ближе к театру реальных действий – на высоту 1500 метров в Архыз.
По дороге не обошлось без мистики. По стечению обстоятельств наш кавказский шумахер долго не мог определиться с местом стоянки, а наши пятые точки опоры уже начали прикипать к сиденьям «Мерса». Так продолжалось, пока с задних рядов не донёсся истошный вопль: «Всё, больше не могу, тормози прямо здесь».
Картина: одинокая обочина горной дороги, безлюдье, дождь и сопровождающий его туман, люди вышли на разведку близлежащего кустарника, а через пару минут к нам несётся наш уважаемый Биг Босс со странным для закоренелого вегана вопросом: «У кого есть колбаса?» Пока мы думаем, что такое укусило Наташу в горах, она уже командует вытащить палку дорогущего балыка, без пяти минут нашего обеда, находит нож, назначает Романа, нашего маркетолога, мясником и с радостными глазами тащит его за собой в подлесок.
А там сюр: одни-одинёшеньки на километры вокруг, жмутся друг к другу под деревом два безродных щенка, братик и сестричка. Откуда взялись – непонятно, как нашлись – тоже, но это и не нужно. Им уже режется деликатесный балык. Щенки и Биг Босс довольны, мясоеды в компании голодны, но тоже рады этому маленькому чуду. Водитель чуть ли не плачет, остаток пути проходит в умилении под звуки урчащих желудков.
Буря в Архызе
Как говорится, ничего не предвещало… Милая предгорная деревушка, детские 1500 метров, радушные кавказцы и обалденная природа. А ещё «щадящая» программа адаптации к высоте: подъём в 5 утра, температура +- 0 летом, в 5:30 пробежка в гору под углом 45 градусов, камни и буераки, коровьи лепёхи, мозоли, а на десерт – первый серьёзный трекинг к Софийским озёрам.
«Простой трекинг», – говорили они… «Это только разминка, – говорили они, – главное – не смотри назад, а если упадёшь, то не кричи и тормози всем телом». Сложность этого первого для офисного планктона восхождения могла затмить только красота вида, открывшегося на озёра в конце нашего маршрута.
Трудно объяснить, что чувствует группа людей, которые вместе преодолевают трудности, превозмогают себя, подбадривают и сопереживают друг другу, а потом преломляют хлеб и распивают горячий чай, глядя на такую красоту.
Запала Софийских озёр нам хватило, чтобы в целости спуститься в Архыз и даже на следующий день, чтобы остудить свой пыл, сплавиться на рафте по реке Большой Зеленчук.
Нет лучше теста на слаженность действий, чем рафтинг. Или ты слушаешь команды руководителя отдела ПРИМы, благоразумно севшей в центре и делегировавшей вёсла сотрудникам, или ты соскребаешь себя с берегов и пороговых камней горной реки. А ещё эти попытки задать ритм гребле, суматошно крича: «И раз, и два». Невольно вспоминаешь байки про Галеры ЛК… так вот они какие на самом деле.
Редко ходить — говорили они…
На третий день свежий воздух Архыза нас наконец отпустил. Сонные тела были утрамбованы вперемежку со снаряжением во всё тот же фургончик одного маленького, но очень гордого кавказца, оказавшегося кабардинцем, и этапированы прямиком в долину Азау – 2300 метров.
Долина, или поляна Азау, по заверению местных жителей, переводится как «редко ходить». Так вот, это тот самый случай, когда название и реальность не имеют абсолютно ничего общего. Ходить было куда, ходить нужно было не так уж и редко, но что компенсировало стёртые к вечеру ноги и болящие суставы, так это:
– всё более красивые места, куда мы забредали;
– всё более яркие эмоции, что мы получали;
– и всё более тёплые вечера, когда мы могли наконец отдохнуть, обменяться впечатлениями и узнать друг друга получше.
Функциональное тестирование Эльбрусом
И только нам стоило привыкнуть ко всей этой красоте, как в нашу горную идиллию ворвался его величество Эльбрус. Вначале он сделал это мягко и ненавязчиво. Подъёмник забрал нас в Азау и высадил на 3500. Эльбрус козырнул нам приятной погодой и иллюзией своей доступности и простоты восхождения. В тот день мы поднялись на 4200. Порадовались своей крутизне, отсутствию симптомов горной болезни и спустились чуть ниже, в так называемый приют. Мы же про себя назвали этот вагончик «душным кошмаром клаустрофоба».
И тут наша команда начала сбоить. Высота вытягивала силы быстрее, чем мы успевали их восстанавливать. Появились проблемы с дыханием, гудели мышцы, активизировались болячки и простуды, напряглись нервы. Буквально за одну ночь компания уставших, но в целом жизнерадостных людей превратилась в кучку угрюмых зомби, бредущих куда-то в одиночном режиме по своим делам. Вот тут наш тимбилдинг перешёл в фазу шоу «Последний герой», когда формально мы оставались командой, но по факту каждый стал топить за себя. Функциональное тестирование Эльбрусом начало выдавать дефект за дефектом. Функции улыбок и эмпатии отвалились напрочь. Функции добрых слов и ободрений работали через раз. Ребята устали и поникли.
Весь следующий день команда разваливалась и умирала. Мы кое-как вползли на 4600 и вернулись в очередной приют «Сердце Эльбруса» на 3800, где продолжили ныть и разлагаться.
Волевая скрепа Руколь
Помощь пришла оттуда, откуда её меньше всего ждали. Будучи язвой и врединой на протяжении большей части поездки, Наташа Руколь собралась и взяла ситуацию под контроль. Кому нужно – раздала мотивационных зуботычин, кому было нужно не это – прописала слова поддержки и взаимопонимания, остальным досталась доза личного примера самообладания.
Расчёт был верным, чтобы создать что-то более крепкое и сильное, нужно сначала уничтожить старое и отжившее, дать ему уйти и разложиться, а потом перестроить всё заново, заложить новый фундамент. Предпоследние сутки перед восхождением должны были показать, удалось ли нам обрести за эти 10 дней командный дух или мы так и остались людьми, что привыкли отсиживаться по ту сторону монитора.
И знаете, то ли помогла волевая скрепа Руколь, то ли действительно сказался груз совместно пережитых лишений, а возможно, мы наконец-то привыкли к внезапно набранной высоте, ветрам и скрипу снега под ногами, но именно в тот день мы смогли рвануть сразу на 5050. Кардинально сменилось и поведение: мы шли более слаженно, примерно в одном ритме, подтягивали отстающих, подбадривали их на стоянках, а на конечной точке «Замёрзший ратрак» сделали вот такое замечательное фото.
Думаю, лица сами говорят о наших ощущениях в тот момент.
24-х часовая готовность
За оставшийся перед восхождением день удалось закрепить полученный эффект. В этот день мы отдыхали, отсыпались, отъедались, общались в уютной кафешке «Сердца Эльбруса», периодически забывая, что мы посреди горы, на высоте 3800.
Долгожданный отдых принёс нам свежие силы, а вновь приобретённая атмосфера единения подтолкнула к тем самым душевным диалогам, которые сближают людей и делают из них не просто коллег, но друзей и товарищей.
Нагрузочное тестирование Эльбрусом
День восхождения начался задолго до первых лучей солнца. Ранний подъём (в час ночи) сменил столь же ранний завтрак. Остаток времени перед выходом ушёл на проверку снаряжения, заварку чая в термосах и нервное броуновское движение всех восхожденцев по холлу приюта. Атмосфера напоминала сдачу особо трудного экзамена, когда ты ждёшь своей очереди и дико нервничаешь, но стоит раздаться твоей фамилии – наступает момент принятия, и тебе больше ничего не остаётся, как смириться и идти в бой.
Резкая команда гида «Всё, выходим» вывела нас из мрачного оцепенения, мгновенный испуг на лицах сменила мрачная решимость и стремление идти до конца. Команда «Лаборатории Качества» уходила в ночь, выхватывая тусклыми фонариками 2-3 метра оледенелого горного подъёма перед собой. По склону можно было увидеть огни медленно ползущих вверх ратраков других групп восхождения. Во тьме казалось, что это какие-то таинственные светящиеся создания плывут в небе в направлении звёзд.
Ратрак закинул нас примерно на высоту 4700, с этой точки нам предстояло подниматься около 8 часов до вершины Эльбруса. Первыми нас встретили темнота, резкие порывы ветра, сбивающие дыхание и выдувающие тепло, а вместо снега – успевший появиться за ночь ледяной наст под кошками горных ботинок.
Каково было наше облегчение, когда на горизонте ярким росчерком пробежал оранжевый блик рассвета. Солнце восходило медленно, оно терялось в море облаков, которое на тот момент было уже под нами, и подсвечивало его тёплыми тонами цвета бабочек в животе у влюблённых.
Погода постепенно наладилась, вместе с лучами солнца у кого-то открылось второе, а у некоторых – уже пятое дыхание. Короткие стоянки сменялись продолжительными марш-бросками. ЛКаши подустали, начали выбиваться из сил, но эффект единения, достигнутый в предпоследний день, не давал упасть духу в группе. Мы часто думали, что «Вот ещё немного – и я достигну своего лимита, я больше не могу», но закалённая тренировками сила воли и поддержка команды помогали находить силы на новый рывок и отодвигать лимиты до сверхчеловеческих для работников IT-индустрии границ.
До самой вершины добрались всё же не все, горы не прощают слабины, а потому сиюминутная ошибка – и вот один из наших ребят уже летит с тропы, вгрызаясь в снег ледорубом. Благо обошлось без травм, но после таких полётов вернуться на маршрут проблематично, поэтому путь на вершину заказан.
Реакция остальных напоминала порыв праведного гнева, как бы мстя за товарища, оставшиеся члены группы собрали в себе остаток сил, показали Эльбрусу неприличный жест и буквально втащили себя к нему на макушку.
Хотелось бы написать про чувство счастья и гордости за себя в момент пребывания на вершине. Но нет, буквально все восхожденцы в тот момент чувствовали примерно одно: крайнее истощение, желание побыстрее уйти со сдувающей их вершины и страх перед предстоящим не менее изнурительным спуском. Несмотря на это, мы нашли в себе силы сделать отличные фоточки, запечатлев свои «Лаборатории Качества» на самой высокой вершине Европы!
P. S. В итоге, забив на принципы, мы спустились ножками на 500 метров, а дальше арендовали снегоходы и с ветерком прокатились до «Сердца Эльбруса». Там нас уже не стеснял режим, и потому было решено закатить небольшую пьянку, а впереди нас ждали ещё три дня в Пятигорске, но это уже совсем другая история…
Коротко о главном
«Лаборатория Качества» живёт тестированием, вокруг него строится наша философия, наше благосостояние и будущее компании. Мы тестируем виртуальные программные продукты, и делаем это удалённо.
Но мы редко тестируем на прочность себя и уж тем более не тестируем друг друга в экстремальных ситуациях в офлайн-режиме. Эльбрус стал той стратегией тестирования, которая помогла найти кучу дефектов в нашей системе корпоративных отношений и внутрикомандного взаимодействия. Мы протестировали себя на нагрузку, на функциональность, на гибкость и удобство коммуникации, нашли и устранили пару блокеров, зафиксировали и поставили в очередь критикалы.
Мы ехали тестировать Эльбрус, а в итоге Эльбрус научил нас, как тестировать себя. За что мы ему безмерно благодарны.
С вами была спустившаяся с гор «Лаборатория Качества». Мы верим, что стали ещё чуточку лучше и постараемся отразить это на качестве наших услуг.