Аудит процессов разработки ПО: для чего нужен и о чем стоит знать?

Зачем мне нужен аудит, если я и так знаю о проблемах?” — так о своем бизнесе думает далеко не единственный заказчик. Но, на самом деле, такое убеждение — ложное.

Представьте себе: вы — владелец компании. В какой-то момент вам начинает казаться, что процесс разработки и поддержки ПО протекает неэффективно. Вы начинаете экстренно принимать меры: меняете команды разработчиков, устанавливаете точные и более жесткие сроки выполнения задач, ставите все текущие проекты на собственный контроль… А результата как не было, так и нет.

Именно в этот момент вам просто необходим взгляд со стороны. Взгляд на проблему под другим углом, который может спасти ваш бизнес. Это и называется аудит.

Начнем с понятия

Аудит — это независимая проверка и оценка деятельности компании экспертами в той же области. Проще говоря, это взгляд со стороны опытного специалиста на то, чем занимается организация.

Не в каждой компании принято впускать в свои процессы сторонних экспертов. Однако опытные менеджеры проектов знают, что проблему редко удаётся решить эффективно, не прибегая к мнению третьих лиц. В большинстве случаев выходит так, что в компании нет возможности даже выявить проблему без посторонней помощи. Именно тогда и следует всерьёз задуматься об проведении аудита.

А зачем нам это нужно?

На самом деле, цель аудита относительно проста – разобраться с тем, что в процессе разработки работает хорошо, что работает плохо, а также разработать алгоритм создания и изменения продукта при эффективном использовании ресурсов для выпуска качественных версий.

Теперь разберемся с этапами процесса проведения аудита: 

  • Анализ этапов процесса разработки
  • Определение позитивных факторов в процессе разработки
  • Определение неэффективных факторов в процессе разработки
  • Определение рисков на каждом этапе с целью минимизировать их с помощью инструментов риск-менеджмента
  • Составление списка ключевых регламентов и приведение их к единому виду
  • Разработка поэтапного и эффективного процесса создания и изменения продукта

Для реализации этих этапов следует выполнить еще несколько шагов:

  • Ознакомиться с проектом и проанализировать его
  • Пообщаться с основной командой разработчиков
  • Узнать, как работают смежные команды внутри компании
  • Определить, как работают подрядчики на аутсорсе
  • Выявить конфликты и неоптимальные решения, предложить изменения и доработать их вместе с командами
  • Создать новые регламенты и разработать дорожную карту релиза

Детальное исследование специфики бизнеса заказчика поможет максимально точно выявить существующие проблемы и создать всевозможные пути для их устранения.

Проводим работу над ошибками

Итак, к проведению аудита все готово. Теперь узнаем, как выглядит сам процесс:

1. Назначаем ответственные за IT-процессы лица. Среди них будут такие профильные специалисты, как: аналитики, разработчики, тестировщики, руководители, тим-лиды и т.д.

2. Назначаем поставщиков IT-услуг, аутсорсеров, аутстаферов, участников и пользователей IT-процесса (когда таковые имеются).

3. Оцениваем степень интеграции IT-процессов в конкретные планы и управленческие механизмы компании.

4. Оцениваем действия всех участников IT-процессов.

5. Анализируем документацию по проектам, связанным с инфраструктурой IT-компании.

6. Анализируем данные в информационных системах в зависимости от рода проведения аудита.

7. Формируем детальный отчет о состоянии IT-процессов в компании с применением разных методик.

8. Формируем пакет рекомендаций по устранению негативных явлений в IT, необходимой модернизации и возможной оптимизации.

Во время аудита важно использовать инструменты, которые позволят достичь целей. Таких инструментов — великое множество, но выбираются они под конкретного заказчика в зависимости от множества факторов.

Рассмотрим базовые инструменты, применяемые при проведении аудита:

  • Интервью, взятое у специалистов
  • Анкетирование
  • Инструменты ТОС (теория ограничений)
  • Инструменты бережливого производства Lean (Кайдзен и пр.)
  • Диаграммы Исикавы, Парето
  • Инструменты взаимодействия с членами команды
  • Документы, регламенты
  • Метрики эффективности
  • Ретроспективы
  • Контрольные листки, стратификация данных

Соблюдение технологии проведения аудита во многом связано с порядком использования инструментов, о которых мы говорили выше. Порядок, по которому должен работать аудитор, позволяет эффективно проводить проверку и выявлять несоответствия по процессам, системе качества или результатам работы.

Четкая работа — четкий итог

Аудит процесса тестирования ПО позволяет заказчику сэкономить собственное время и ресурсы своих сотрудников, улучшив качество своего бизнеса. Слаженная работа компетентных специалистов поможет владельцу бизнеса выявить точки роста предприятия, устранить нарушения и оптимизировать деятельность.

Помните и об этом:

  • Взгляд со стороны – это важно, так как аудит – это серьезный и масштабный процесс. 
  • Коммуникация – ключ к успеху в любых ситуациях, начиная от личных отношений и заканчивая сложными бизнес-процессами. 
  • Четкие параметры сравнения упрощают работу. Принимать решения проще, когда вы сравниваете одни и те же показатели или оцениваете сотрудников по одинаковым параметрам.

Приводим конкретные примеры

Думаем, что с теорией мы разобрались достаточно — пора переходить к примерам из нашей практики. Ниже вы можете ознакомиться с реальными заказчиками, которым мы в свое время предоставляли услуги аудита.

Медицинский центр

Какие работы провели:

Аудит бизнес-процессов, процессов разработки и сопровождения ПО, управление подрядными организациями

Какой результат получили:

  • Сформирован стратегический и тактический план по внедрению изменений
  • Выявлены проблемные места в процессах
  • Реализован план по внедрению изменений и повышению эффективности
  • Исключен базовый конфликт между заказчиком и подрядными организациями в составе холдинга
  • Сократилось в два раза количество ошибок на проде

Компания-разработчик программного обеспечения для банков

Какие работы провели:

Аудит бизнес-процессов, процессов разработки и сопровождения ПО, управление подрядными организациями, управление взаимоотношениями с заказчиками, обучение руководителей и специалистов Agile управлению требованиями, тестированию

Какой результат получили:

  • Сформирован стратегический и тактический план по внедрению изменений
  • Выявлены проблемные места в процессах
  • Повышена лояльность клиентов
  • Увеличились доходы
  • Снизилось число проектов с отставанием сроков
  • Сократилось в три раза количество ошибок на проде

Государственная компания

Какие работы провели:

Аудит бизнес-процессов, процессов разработки и сопровождения ПО, управление подрядными организациями, управление взаимоотношениями с заказчиками, поставка и внедрение программного обеспечения для поддержки жизненного цикла разработки ПО

Какой результат получили:

  • Разработаны и усовершенствованы системы управления жизненным циклом программных средств с использованием международного опыта
  • Выстроена эффективная схема взаимодействия с подрядными организациями
  • Выданы рекомендации по улучшению взаимодействия бизнес-заказчика и подразделений разработки
  • Сократилось время отставания в выпуске релизов на 30%
  • Сократилось на 25% количество ошибок на проде 

Заключение

Аудит — очень важный процесс для любого бизнеса. В результате проведенных работ можно увидеть проблемные места, которые невозможно отметить без взгляда со стороны. По окончанию выполнения всех работ к владельцу бизнеса приходит понимание того, как настроить процесс так, чтоб он не требовал постоянного контроля, а все при этом делалось в срок и без раздутых бюджетов. Аудит позволяет приобрести новые знания и навыки, а также эффективные инструменты контроля за разработчиками, без стресса и постоянной замены команд. Но самое главное — аудит помогает компании найти точки роста.

Хотите узнать, какой эффект будет от аудита вашего проекта? Свяжитесь с нами, и мы подробно ответим на все ваши вопросы. До скорых встреч!

Об авторе

Редакция сайта

Поиск
Облако меток
8 марта (1)api (5)ISTQB FL (1)IT (1)kpi (1)kpi в тестировании (1)postman (1)Quality lab. Meetup (2)regress тестирование (1)rest api (2)scrum (1)scrumban (1)smoke тестирование (1)soap api (1)sqa days (1)TDD (2)UX-экспертиза (1)won't fix (1)А/Б тестирование (1)День дарения книг (1)День защитника Отечества (1)День рождения ЛК (1)День смеха (1)Мероприятия (2)ПОИНТ (3)Приёмочное тестирование (1)РИТ (1)Эльбрус (1)Юмор (2)автоматизация тестирования (7)аудит (2)аудит тестирования (2)аутсорс (5)баги (4)банковские приложения (1)бесплатный вебинар (1)вакансии (5)варианты использования (1)веб-приложения (1)веб-тестирование (2)верстка (1)галеры_qualitylab (1)граничные значения (1)дедлайн (2)диаграмма Исикавы (1)дополнительные материалы (3)ежемесячный отчет (14)интернет-магазин (1)исследовательское тестирование (2)коммуникации (4)конфликты (2)кроссбраузерное тестирование (1)курсы для тестировщиков (2)лаборатория качества (22)лайф-хаки (4)локализация (1)медицинское ПО (1)международные проекты (1)метрики (3)модель ситуационного лидерства (1)мотивация (3)новый год (3)обеспечение качества (13)обучение (8)онлайн-конференция (1)оптимизация тестирования (12)оффлайн тренинги (1)поздравление (2)поздравления (6)пользовательские истории (1)пример (2)проблемы (3)проектные риски (1)проекты (4)процесс тестирования (24)развитие команды (6)разработчики (1)распределенная команда (3)решения (4)ритейл-приложения (1)сертификация ISTQB FL (1)собеседование (1)специализация (2)с чего начать (2)тест-анализ (2)тестирование (49)тестирование безопасности (3)тестирование для бизнеса (2)тестирование мобильных приложений (2)тестирование серого ящика (1)тестирование требований (1)тестирование черного ящика (1)тестировщики (10)тестовая документация (1)тестовое покрытие (1)тесты (1)техники тест-дизайна (1)требования (1)удаленная работа (1)удобство использования (2)управление проектами (3)управление рисками (1)успехи (6)целевая аудитория (3)юзабилити (3)
Получите совет