Взгляд со стороны! Как аудит процесса разработки ПО меняет продукты к лучшему

Что такое аудит?

Если очень упростить – это взгляд со стороны опытного специалиста на то, чем занимается компания. И чем более сложные процессы вам предлагают для аудита, тем выше ваш профессиональный уровень.

В конце 2018 года нас пригласили для аудита проекта всемирно известного ритейлера в сфере товаров для дома. Нам предстояло разобраться в том, как несколько подразделений компании при поддержке двух сторонних команд и представителей разработчика оригинального ПО, вместе работают над одним релизом. Да и сам продукт был интересным – внутренняя система обмена big data в сфере маркетинга. А в разработке – не только сама система сбора и анализа информации, но и рабочий веб-интерфейс, и мобильное приложение.

Цель определяет средства

В нашем случае цель аудита была относительно простая – разобраться с тем, что в процессе разработки работает хорошо, что работает плохо, и разработать алгоритм создания и изменения продукта при эффективном использовании ресурсов для выпуска качественных версий. Хотя, учитывая количество команд, работающих в проекте, на самом деле работы предстояло очень много.

Для этого мы разбили процесс аудита на следующие этапы:

  1. Разложить по полочкам процесс разработки и проанализировать его этапы.
  2. Определить позитивные факторы в процессе разработки.
  3. Определить неэффективные факторы в процессе разработки.
  4. Определить риски на каждом этапе, чтобы минимизировать их с помощью инструментов риск-менеджмента.
  5. Составить список ключевых регламентов и привести их к единому виду.
  6. Разработать поэтапный и эффективный процесс создания и изменения продукта.

Чтобы это реализовать, нам предстояло:

  • Ознакомиться с проектом и проанализировать его.
  • Пообщаться с основной командой разработчиков.
  • Узнать как работают смежные команды внутри компании.
  • Определить как работают подрядчики на аутсорсе.
  • Выявить конфликты и неоптимальные решения, предложить изменения и доработать их вместе с командами.
  • Создать новые регламенты и разработать дорожную карту релиза.

План есть – что делать дальше? Устоявшейся формы проведения аудита процесса разработки не существует. Для каждой компании этот процесс индивидуален, везде есть свои особенности и «подводные камни», ведь каждый бизнес обладает своей спецификой.

P.S. Если хотите понять с чего начать аудит в вашей компании,
свяжитесь с нашим мега-мозгом Дмитрием, он ответит на вопросы и поделится опытом.

Помимо индивидуально разработанного плана аудита, не стоит забывать об опыте проводящих аудит сотрудников. Если опыт достаточно велик, то у QA-специалиста уже есть сложившийся перечень методик. Давайте поговорим о тех, что использовали мы.

Средства определяют метод

В работе с этим проектом мы использовали целый ряд методологий, применяя соответствующие им инструменты.

ТОС – теория ограничений или бутылочного горлышка. Если вы еще не читали три книги «Цель» Элияху Голдратта, то вам однозначно стоит это сделать. Теория ограничений – это очень ценная и эффективная методология управления любой системой в любом виде деятельности, созданная около сорока лет назад. И это на самом деле увлекательный поиск ограничений системы, которые можно устранить, делая любой процесс эффективным.

Теория бережливого производства, Lean + Кайдзен. Эту теорию впервые применили в компании Toyota и там же ее довели до идеала. Суть в том, что концепция управления строится на постоянном стремлении к устранению любых потерь и неэффективных процессов. Причем в этом участвует вся команда – от топ-менеджера до рядового сотрудника. Используя анализ отдельных элементов предлагаются пути их улучшения.

Диаграмма Исикавы. Она же причинно-следственная диаграмма, она же «рыбий скелет», она же диаграмма «анализа корневых причин». Очень эффективный функционал, который не зря входит в список семи основных инструментов измерения, оценки, контроля и улучшения качества производственных процессов. Позволяет четко определить причины, которые привели к возникновению проблем.

Основы риск-менеджмента. Система позволяет определить и снизить риски неудачной реализации проекта, минимизируя возможные потери.

Метрики эффективности (KPI). Четко определенные результаты работы сотрудников и команд позволяют оценивать эффективность процессов и принимать управленческие решения.

Кроме вышеперечисленных пяти методик, мы также использовали эффективные и понятные инструменты взаимодействия с членами команды – это опросники и ретроспективы.

Но знаете, что остается секретным ингредиентом успешного блюда под названием «аудит процесса разработки»? Это опыт аудитора. Он играет очень важную роль – потому что вам необходимо понимать большинство происходящих процессов, видеть их суть и дальнейшее развитие при текущем положении дел. Вы должны быть экспертом не только в методологии, но и в том программном обеспечении, которое разрабатывается командами.

Дело в том, что методология позволяет четко определить причины и следствия, и увидеть все проблемы. Но только опыт подскажет, как их исправить. Разработка регламентов и «сборка» эффективного процесса происходит именно на основе «видения процессов со стороны» и опыта аудитора.

Опыт определяет результат

Какие основные сложности процесса разработки мы выявили?

Основные проблемы выглядят так:

  1. Отсутствие единого центра – у некоторых процессов не хватает руководителя, который бы курировал их и коммуницировал с командами.
  2. Общий недостаток коммуникации – команды используют разные глоссарии, недостаточно общаются друг с другом и неэффективно делятся информацией о продукте.
  3. Нехватка критериев для оценки – отсутствие понятных и эффективных метрик не дает принимать управленческие решения и оценивать процесс.

Чтобы стало понятнее, поясним на примерах. Когда команд в проекте много, они могут использовать разные инструменты для одних и тех же задач. Например, все используют разные баг-трекеры, хотя логичнее было бы использовать один и тот же. Или команды используют разные глоссарии, рискуя построить «вавилонскую башню». А это проблемы первого приоритета, которые сильно затрудняют работу над проектом.

Какие эффективные решения мы предложили заказчику аудита?

  1. В структуре проекта появились новые должности – эти специалисты закрыли пробелы в управлении ключевыми процессами, в которых ранее ответственного не было.
  2. Большое количество решений коснулось эффективности коммуникации – появились новые регламенты взаимодействия, проведения встреч, создания ТЗ, тестирования, показов, деплоя.
  3. Предложены новые эффективные метрики для оценки работы сотрудников и результатов команд – принимать управленческие решения стало проще, благодаря четкой аналитике.

Процесс внедрения изменений по результатам аудита еще идет, но первый фидбек от заказчика нас обнадежил: «С появлением ежедневных отчетов статус работ стал прозрачным». Хорошее начало – уже полдела.

Результаты формируют новый опыт

Рассказывая об этом кейсе, мы хотим поделиться с вами не только нашим опытом проведения аудитов. Вот еще несколько инсайтов, которые могут помочь в вашей деятельности.

  1. Взгляд со стороны – это важно. Аудит – это серьезный и масштабный процесс, но не пренебрегайте и обычной оценкой специалистов, незаинтересованных в ваших успехах или в вашей похвале. Хотя и не берите такое мнение на веру. Всегда нужно находить баланс между свежим взглядом со стороны и компетентностью.
  2. Коммуникация – ключ к успеху в любых ситуациях, начиная от личных отношений и заканчивая сложными бизнес-процессами. Тот же Элия Голдратт в книгах по теории ограничений очень доходчиво описывает ситуации, когда огромные заводы простаивают только потому, что два специалиста не поговорили друг с другом. Хотя и перебарщивать тоже нельзя, чтобы не уподобляться героям стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся».
  3. Четкие параметры сравнения упрощают работу. Принимать решения проще, когда вы сравниваете одни и те же показатели или оцениваете сотрудников по одинаковым параметрам. Руководитель не должен вникать в детали каждого процесса, поэтому для принятия решений ему нужны данные, которые можно оценивать.

Вот такие у нас будни в сфере аудита процессов тестирования и разработки. Хотите узнать, какой эффект будет от аудита вашего проекта?

А на этом пока все. До встречи в блоге «Лаборатории качества».

Об авторе

Редакция сайта

Поиск
Облако меток
8 марта (1)api (5)ISTQB FL (1)IT (1)kpi (1)kpi в тестировании (1)postman (1)Quality lab. Meetup (2)regress тестирование (1)rest api (2)scrum (1)scrumban (1)smoke тестирование (1)soap api (1)sqa days (1)TDD (2)UX-экспертиза (1)won't fix (1)А/Б тестирование (1)День дарения книг (1)День защитника Отечества (1)День рождения ЛК (1)День смеха (1)Мероприятия (2)ПОИНТ (3)Приёмочное тестирование (1)РИТ (1)Эльбрус (1)Юмор (2)автоматизация тестирования (7)аудит (2)аудит тестирования (2)аутсорс (5)баги (4)банковские приложения (1)бесплатный вебинар (1)вакансии (5)варианты использования (1)веб-приложения (1)веб-тестирование (2)верстка (1)галеры_qualitylab (1)граничные значения (1)дедлайн (2)диаграмма Исикавы (1)дополнительные материалы (3)ежемесячный отчет (14)интернет-магазин (1)исследовательское тестирование (2)коммуникации (4)конфликты (2)кроссбраузерное тестирование (1)курсы для тестировщиков (2)лаборатория качества (22)лайф-хаки (4)локализация (1)медицинское ПО (1)международные проекты (1)метрики (3)модель ситуационного лидерства (1)мотивация (3)новый год (3)обеспечение качества (13)обучение (8)онлайн-конференция (1)оптимизация тестирования (12)оффлайн тренинги (1)поздравление (2)поздравления (6)пользовательские истории (1)пример (2)проблемы (3)проектные риски (1)проекты (4)процесс тестирования (24)развитие команды (6)разработчики (1)распределенная команда (3)решения (4)ритейл-приложения (1)сертификация ISTQB FL (1)собеседование (1)специализация (2)с чего начать (2)тест-анализ (2)тестирование (49)тестирование безопасности (3)тестирование для бизнеса (2)тестирование мобильных приложений (2)тестирование серого ящика (1)тестирование требований (1)тестирование черного ящика (1)тестировщики (10)тестовая документация (1)тестовое покрытие (1)тесты (1)техники тест-дизайна (1)требования (1)удаленная работа (1)удобство использования (2)управление проектами (3)управление рисками (1)успехи (6)целевая аудитория (3)юзабилити (3)
Получите совет