Записки бизнес-аналитика. UX и UI: как видеть продукт глазами пользователя

С вами снова бизнес-аналитик Юлия Чугунова. Эта статья продолжает серию «Записки бизнес-аналитика», где мы шаг за шагом разбираем, как аналитик превращает хаос требований в работающую систему. На этот раз фокусируемся на UX и UI: том самом месте, где внутренняя «кухня» продукта впервые встречается с пользователем. Поговорим о том, зачем аналитику разбираться в языке дизайна и как смотреть на систему глазами клиента, а не только по диаграммам.

«Хороший интерфейс не отвлекает на себя внимание – остается только опыт пользователя», – по мотивам Дональда Нормана

К этому моменту у нас уже есть многое:

  • данные разложены по полочкам,
  • процессы описаны,
  • API задокументированы.

Но все это внутренняя «кухня» системы. Пользователь ее не видит. Для него система начинается только с момента, когда он открывает сайт или приложение. И вот главный вопрос:

  1. поймет ли он, что делать с первого взгляда?
  2. пройдет ли путь до конца без лишних шагов?
  3. или уйдет, не разобравшись, уже на втором экране?

Здесь на сцену выходят UX и UI. Важно понимать, что аналитик не превращается в дизайнера. Рисовать интерфейсы, подбирать визуальный стиль, формировать паттерны взаимодействия и так далее – все  это зона ответственности UX/UI-дизайнера. Их работа критически важна: именно дизайнеры делают интерфейс не только красивым, но и удобным, понятным, доступным.

юзер интерфейс  UX/UI

Аналитику же важно другое.

  • понимать язык UX/UI,
  • описывать сценарии и требования так, чтобы дизайнер мог на их основе строить интерфейс,
  • проверять, что бизнес-логика системы и пользовательский путь совпадают.
  • et cetera…

UX и UI для аналитика – это общий «словарь», который позволяет связать внутреннюю механику системы и внешний опыт пользователя.

UX: пользовательский опыт и логика пути

UX (User Experience «пользовательский опыт») – это не картинки и не набор кнопок.
Это то, как пользователь проживает путь, который мы ему предложили:

🔸 насколько этот путь понятен,

🔸 насколько он короткий,

🔸 насколько он логичный.

Пример с джемом.

  1. Пользователь кладет банку джема в корзину.
  2. Чтобы оформить заказ, система требует:
    • сначала ввести адрес,
    • потом снова ввести адрес при оплате,
    • а затем подтвердить e-mail без объяснений.

Путь есть, но он длинный, путанный и неочевидный. Что делает пользователь? Чаще всего бросает корзину и уходит.

что такое UX
мобильное приложение как тестировать

Ошибка не в кнопках и не в цветах.

Ошибка в UX: маршрут перегружен и не учитывает здравый смысл.

Хороший UX – это когда шаги не дублируются, обязательные действия объяснены, а переход от шага к шагу воспринимается естественно.

В основе UX лежит user flow – маршрут пользователя от первого действия до достижения цели.

Пример маршрута:
Главная → Каталог → Джем → Корзина → Адрес → Оплата → Подтверждение.

UI: оформление интерфейса и визуальные акценты

Если UX – это сценарий, то UI (User Interface «пользовательский интерфейс») – это оформление этого сценария. Цвета, кнопки, подписи, иерархия элементов – все это влияет на то, поймет ли пользователь, что от него ждут.

Пример с джемом.
Бизнес-процесс выстроен правильно: товар можно положить, оформить заказ, оплатить.

Но кнопка «Оформить заказ» сделана серой и неприметной, а «Назад» – яркой и заметной.

Что произошло?

Интерфейс разрушил сценарий: логика есть, но UI сбивает пользователя.

UI что такое

Хороший UI – это когда:

  • главные действия (например, «Оформить заказ») визуально выделены и понятны;
  • второстепенные действия (например, «Назад») остаются на втором плане;
  • обязательные поля отмечены и снабжены подсказками («Введите ваш адрес», «Введите ваш e-mail»);
  • у каждого шага есть подтверждение, что действие выполнено.

Пример маршрута:
Главная → Каталог → Джем → Корзина (кнопка «Оформить заказ» яркая) → Адрес (с подсказкой) → Оплата (с понятным подтверждением) → Завершение заказа.

UI – это язык, которым система говорит с человеком. И если этот язык сбивчивый или невнятный – пользователь уходит, даже если логика под капотом идеальна.

Что важно проверять в UI?

проверка UI
юзер интерфейс

UI-дизайнеры создают прототипы, чтобы такие ошибки выявить заранее.
Аналитик не придумывает визуальные решения, но обязан пройти путь глазами пользователя и задать команде вопросы:

  1. «Здесь понятно, что делать дальше?»
  2. «Есть ли подтверждение, что действие выполнено?»
  3. «Все обязательные поля помечены явно?»
Подпишитесь на рассылку

Тренды и фишки из мира IT,
экспертные статьи и всё о тестировании.

Разница между UX и UI

UX (User Experience) = маршрут.

Отвечает за то, куда и как идет человек:

🔹 есть ли тупики,

🔹 не заставляют ли его идти кругами,

🔹 оптимален ли путь до цели.

UI (User Interface) = указатели на маршруте.

Отвечает за то, как этот путь показан пользователю:

🔸 видны ли нужные повороты,

🔸 правильно ли расставлены акценты,

🔸 не вводят ли знаки в заблуждение.

Почему аналитику важно знать UX/UI

Аналитик ≠ дизайнер. Но аналитику нужно разбираться в UX/UI хотя бы на базовом уровне. Зачем?

  1. Фиксировать требования так, чтобы их поняли все.
    Не абстрактное «покажите стоимость», а четко:
    «Итоговая цена должна отображаться до оплаты, чтобы пользователь видел полную сумму без сюрпризов».
    Это снижает риски недопонимания и двусмысленности.
  2. Говорить с дизайнерами на одном языке.
    Дизайнер не услышит фразу «сделай красиво». Но он отлично поймет:
    «Кнопка подтверждения должна быть визуально заметна, иначе сценарий не завершится».
    Аналитик здесь не подменяет дизайнера, а помогает сфокусироваться на сути сценария.
UI  пользовательский интерфейс

3. Тестировать сценарии на прочность. Аналитик всегда должен задавать вопросы:

  • «А что будет, если пользователь закроет страницу на втором шаге?»
  • «Сможет ли он вернуться и продолжить?»
  • «Что увидит человек, если введет неправильный e–mail?»
Это не про красоту, а про работоспособность процесса.

4. Аргументировать бизнесу. Хороший аналитик умеет сказать:
«Если убрать этот шаг, мы сократим путь и повысим конверсию: пользователи перестанут теряться».

Это уже не про экраны, а про деньги и метрики.

Совет героя:  Вот в этом и разница между аналитиком, который «просто пишет ТЗ», и аналитиком, который реально помогает бизнесу запускать продукты, которыми удобно пользоваться.

UX/UI для аналитика – это не умение рисовать, а умение видеть систему глазами пользователя  и помогать команде не потерять пользователя на пути к цели.

  • UX – это путь и ощущения пользователя.
  • UI – это оформление этого пути.
  • Дизайнер создает решения, аналитик помогает проверить, что логика и бизнес–требования на этом пути не теряются.

Хороший аналитик смотрит на интерфейс глазами пользователя.
И если пользователь задумывается: «Что мне делать дальше?» – аналитик обязан заметить это раньше бизнеса.

У уже полюбившегося нашего  героя появился хвост – как равновесие на деревьях, так и новообретённый навык позволяет аналитику уверенно двигаться по сложным маршрутам процессов, удерживая ясный вектор – от путаницы к чистому user flow.

(P.S. Если пропустили эволюцию героя: Часть 1 → уши, Часть 2 → лапы, Часть 3 → артефакты, Часть 4 → когти, Часть 5 → скелет, Часть 6 → глаза, Часть 7 → язык системы  API)

Другие статьи
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
Email
guest
0 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Об авторе
author

Бизнес-аналитик. Специалист по Data Science. Имеет опыт в проектах HoReCa и разработке мобильных приложений. Своей сильной стороной считает способность анализировать сложные задачи и структурировать их в простые и эффективные решения. Знает всё о сборе и анализе требований и о BPMN- и UML-диаграммах.

Поиск
Получите совет
Лаборатория Качества
Здравствуйте! Мы онлайн и готовы вам помочь!
79202240126
Quality_Lab_bot?start=officialsitelk