Усталость или выгорание в IT? Как помочь себе или коллеге

Автор — Мария Трутько, специалист по тестированию, контент-менеджер “Лаборатории Качества”

Усталость или выгорание в IT

“Просто немного устал” — раньше была ходовая фраза, между прочим, для синдрома, который сегодня мы называем “профессиональное выгорание”. Много работы, ты не высыпаешься (”куда?” — любимая шутка), дейлики раздражают, кофе не помогает, интерес к работе — на минимум, стресс — на максимум. Примерно в таком состоянии, с поправкой на сферу деятельности, конечно, по данным Аналитического центра НАФИ находились 13 млн работающих россиян в прошлом году. Спорим, в этом году цифра больше? 

Профессиональное выгорание среди работников IT — явление, к сожалению, привычное. И часто понимание, что это уже не просто усталость, приходит слишком поздно. Ты не просто истощен морально и физически, ты готов плюнуть на всё и уволиться с когда-то любимой работы. Вовремя отследить симптомы важно не только для успеха проекта, эффективной работы, но и для здоровья.

Как понять, что у тебя или у твоего коллеги синдром выгорания? Что предпринять и к кому обратиться за помощью? Давайте разбираться.

Симптомы выгорания

В медицинских источниках указаны такие основные симптомы профессионального выгорания на разных уровнях:

  • на физическом — быстрая утомляемость, мигрень, бессонница, тошнота, головокружение, общая слабость;
  • на эмоциональном — здесь из крайности в крайность: человек перестаёт проявлять любые эмоции, ему “на всё — всё равно”, он отстраняется от обычного круга общения, ощущает одиночество либо слишком ярко начинает проявлять эмоции, агрессирует, истерит, злится и тд.;
  • на поведенческом — изменение поведения. Появляется усталость, импульсивность, желание (и реализация желания) “расслабиться” с алкоголем, отказ от еды;
  • на познавательном — потеря интереса: к саморазвитию, к привычной активности, общению;
  • на социальном — самоизоляция, нежелание общаться с окружающими.
Усталость или выгорание в IT

Причины выгорания айтишников

Вам покажется это очень знакомым, потому что ничего экстраординарного в причинах этих нет…

  1. Постоянные дедлайны и стресс. В IT мы хотим делать всё не просто быстро, нам часто надо — “ещё вчера”. 
  1. Мы не видим своих так называемых маленьких успехов. Наш результат как команды — успех проекта, релиз, хороший отзыв от заказчика. Но как быть с ежедневной рутиной? Разработка, планирование, дейли, кодинг, баги, ревью документации и тд. Каждый ли день вы встаёте из-за компьютера с ощущением, что сделали что-то важное, полезное и хорошее? Спорю на шоколадку — нет.
  1. Ну не можем мы самостоятельно решать проблемы. Не из-за отсутствия квалификации. Просто на проекте мы все “завязаны” друг на друге. Взаимная зависимость отнимает у нас шанс сделать свою задачу хорошо и быстро, без лишних созвонов, обсуждений и комментариев. У тестировщиков мало (или нет) документации, у разработчиков — криво написано ТЗ, у аналитиков — сложный в общении заказчик, у менеджера…да кто его знает, что там ещё у менеджера, страшно представить)))
  1. Мы работаем в напряжённой обстановке. Так не у всех. Не всегда. Но у каждого бывало ведь, да?
  2. Нашу работу недооценивают. Периодически. Сюда же — пренебрежительное отношение части команды к некоторым специалистам. Например, кто-то считает тестировщиков не очень нужными и, что уж умалчивать, душнилами. А кое-кто вполне серьёзно полагает, что менеджер на проекте — лишнее звено. Для каждого специалиста такое отношение может привести к нехорошим последствиям и ощущениям.

Как избежать выгорания

Как и во многих других тяжелых случаях — профилактика лучше, чем сложное лечение. Порой, чтобы поддержать и немного разгрузить своих сотрудников, стоит обратиться за помощью и нанять команду специалистов через аутсорс.

Но даже если у вас, ваших коллег или подчинённых нет вышеупомянутых симптомов, не гнушайтесь советами:

  • Займитесь планированием гармоничного рабочего дня/недели. Грамотный график позволит распределить ресурс. Сведите к минимуму переработки. Если их много — дело не в том, что вы не успеваете, дело в том, что работа на проекте построена неправильно. Всё это нужно обсуждать и решать с руководителями.
  • Организуйте комфортное рабочее место, поставьте будильники на перерывы и на обед, чтобы к концу рабочего дня не чувствовать себя выжатым лимоном. Да ещё и голодным.
  • Для своего развития и поддержания интереса обсуждайте с руководством возможность изучения нового в ходе проекта, учитесь.
  • Разграничивайте работу и отдых. Рабочие чаты должны оставаться на рабочем  месте, когда вы отдыхаете.
  • Соблюдайте режим сна, прогулок, питания. Для многих моих коллег это, как ни странно, самый сложный пункт.
  • Позвольте своему мозгу отдыхать. Уделяйте хотя бы полчаса-час ежедневно чему-то, может, бессмысленному, но приятному для вас — играйте в “UNO”, гладьте кота и тп.

Как айтишнику (и не только) лечить профессиональное выгорание?

Самое важное — не самостоятельно. Если вы подозреваете у себя или у кого-то из близких профессиональное выгорание, то нужно обратиться к специалисту.  Психолог, невролог, психотерапевт или психиатр помогут определить болезнь. А это необходимо, потому что выгорание имеет схожие симптомы с депрессией, ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством) и другими заболеваниями. Однако все они имеют разные пути лечения. На ранних этапах с выгоранием ещё можно справиться самостоятельно, однако в любом случае — лучше обратиться к специалисту за советом.

Надеюсь, вам было полезно и интересно. А если вы тестировщик, менеджер/тимлид или руководитель компании, то почитайте статью Натальи Руколь “Выгорание тестировщиков: почему так бывает и что делать”. Она описала все тонкости выгорания тестировщиков и дала дельные советы по исправлению/предотвращению профессионального выгорания.

Берегите себя и заботьтесь о своих коллегах!