Когда тест-менеджер (даже ведущий ТМ!) впервые выходит в университетскую аудиторию, он волнуется не меньше студентов на экзамене. Так начался новый опыт нашего коллеги Дмитрия Костерева: теперь он каждую неделю проводит лекции и лабораторные по тестированию ПО и графическим интерфейсам в Тверском государственном техническом университете. Ко Дню учителя рассказываем о том, почему это классно для всех.
Тренды и фишки из мира IT,
экспертные статьи и всё о тестировании.
Это оказался не просто формат «выйти и рассказать»., как кто-то может предположить. Для Дмитрия это ответственность и проверка на прочность.
«Очень волновался перед первой лекцией, потому как это большая ответственность, и я буду кого-то учить в вузе. Боялся, что меня раскритикуют или не воспримут всерьез. Было неожиданно и приятно, что на первой же лекции студенты сказали, что им интересно и побольше бы таких преподавателей, которые хорошо знают практическую часть и то, что происходит на рынке»
Как всё началось
Получая второе высшее образование в ТГТУ, Дмитрий решил, что и сам не прочь попробовать свои силы в роли преподавателя. Пообщался с руководством и вот уже договор с университетом… Для практикующего специалиста стартанул достаточно быстро: провели встречи с деканом и отделом дополнительного образования, прошли согласования, выделили кабинет с компьютерами и проектором. Группа студентов набралась небольшая – 21 человек (3 девушки и 18 парней). Занятия проходят по вторникам: лекция плюс лабораторные; для очников и заочников, конечно, есть установочные сессии и зачёты.
Готовился наш ТМ к лекциям по-разному: взял за основу программу от вуза, декомпозировал (какое знакомое тестерам слово, да?) темы на лекции и лабораторные, прогнал материал вслух.
«Лекцию несколько раз прочитывал своей дочке, 8-летней, чтобы она поняла, про что там говорится. Она сказала, что в принципе все понятно», – улыбается Дмитрий.
Что происходит на занятиях
Темы разные – от базовой теории до практики. Студенты изучают требования, тест-дизайн, тест-анализ, жизненные циклы разработки и юзабилити. Лабораторные работы максимально живые. Молодой преподаватель вспоминает, что на вводном занятии придумывали, как протестировать вещи из физического мира – от ручки до ноутбука и даже (да это просто круто!) до Луны. На курсе по интерфейсам придумывают продукт, рисуют макеты для мобильных и делают задания по адаптивности.
«Студентам на третьем курсе никто не рассказывал про жизненные циклы разработки, хотя они учатся на ИСТ. Очень-очень странно», – отмечает Дмитрий. Тем не менее прогресс у группы уже есть. «Ребята сделали несколько лабораторных работ, пока все достаточно легко проходит. Я понимаю по уточняющим вопросам, что информация до них доходит».
QA – что важно. Q&A
И тут я решила, что лучше Дмитрия никто не расскажет, поэтому в этом блоке только Questions & answers.
– Что оказалось самым сложным на первых занятиях?
– Очень волновался перед первой лекцией… Это большая ответственность. Если честно, боялся, что меня ‘забросают помидорами’, образно выражаясь, на первом занятии. Страх сменился, когда студенты дали обратную связь.
– Какие вопросы студентов удивили?
– Да особенно никакие… Были личные, шутливые вопросы. Одна девушка, учится на графического дизайна, спросила, какие технологии ей лучше изучать. Интересный вопрос был про то, зачем вообще получать высшее образование. Обсудили это подробно.
– Были ли нестандартные подходы?
– Тест с Луной, наверное, самый необычный кейс. Мы к нему пришли вместе, это было забавно.
– Какие навыки, по-твоему, важнее всего донести будущим тестировщикам?
– Важно не только технические скиллы, но и софт – умение разговаривать, объяснять, выражать и отстаивать свою точку зрения. Тестировщик приходит к разработчику и говорит, что часть работы сделана не очень. И вот тут, если ты не можешь объяснить, зачем это важно, баг останется непонятым. Кроме того, я стараюсь показать виды тестирования, методы, техники тест-дизайна.
– Чем отличается лекция в вузе от митинга на работе?
– По большому счёту, ни в чём. Материал тот же, презентация та же. Но в митапе внутри компании проще: люди уже профессионалы, можно прямо говорить на их языке. Со студентами сложнее: их нужно подать материал так, чтобы они поняли, оставаясь при этом точным и техническим.
– Чему ты сам научился за это время?
– Во-первых, познакомился с коллективом преподавателей и методистами. Оказалось, и тут достаточно много бюрократии – например, летом меня попросили срочно переделать программу по стандартам Минобразования. Во-вторых, понял, что если ты можешь объяснить материал человеку без опыта, значит, ты действительно его понимаешь. И да, преподавать нравится.
– Дим, как считаешь, твое преподавание нужно бизнесу и отрасли?
– Участие сотрудников в образовании – это не только социальная миссия. Такие проекты формируют реальную воронку талантов для стажировок и найма. Смотри, когда человек заканчивает вуз, получает базовую IT-подготовку, а затем проходит курсы по тестированию, это уже более зрелый кандидат с техническим бэкграундом, это не просто чувак после курсов. Для компании это крутой плюс.
Инициативы по взаимодействию вузов и бизнеса получают поддержку от государства, включая программы Минцифры, что даёт компаниям дополнительные возможности и преференции.
Крутой скилл тест-менеджера
Когда тест-менеджеры делятся опытом в университетах, это говорит о многом. Преподавать могут не все, а только практики, которые уверенно держат аудиторию и знают рынок изнутри. Для компании это прямое доказательство экспертности: наши специалисты востребованы не только в проектах, но и в образовании. А значит, клиенты получают команду, которая умеет не просто тестировать, но и формировать стандарты качества для будущего поколения QA.

Преподавание – всегда больше, чем лекции: это способ передать практику, сформировать мышление и подготовить людей, которые смогут работать в реальных проектах с первого дня. Для нашего коллеги этот опыт стал профессиональным вызовом и источником новых идей. Для компании – это инвестиция в кадры, навыки и репутацию.
Если вы руководитель команды или HR, подумайте: возможно, один из ваших опытных практиков станет отличным преподавателем. Вы выиграете и как бизнес, и как профессиональное сообщество. А если вы уже готовы вкладываться в развитие своего бизнеса через обучение своих сотрудников, обращайтесь. Впрочем, мы готовы и сразу крутых экспертов вашему проекту подобрать!
Диминым студентам повезло с преподавателем!
О, круто! Да, студентам повезло — так как практические новшества и опыт точно им будут переданы Димой!
С днем Учителя)