Когти аналитика: как вскрыть сценарии и заставить системы «разговаривать»

Привет! Снова я, Юлия Чугунова. В первых трех частях мы прошли большой путь:

  • Слушали заказчика сквозь «у меня что-то не так»,
  • Собирали разрозненные мнения фасилитацией,
  • Фиксировали требования в BRD, SRS и Backlog.

Теперь наш герой обзавелся «ушами» и «лапами» – пора отрастить когти. В этой части разберем:

  1. User Story – как упаковать желание в одно предложение, где видно кточто и зачем,
  2. Use Case – почему «оформить заказ» это не кнопка, а целая вселенная сценариев,
  3. Диаграммы – как рисовать Sequence и Activity так, чтобы разработчики сказали «О, теперь ясно!».

Готовы увидеть, как хаос превращается в алгоритмы? Тогда погружаемся в станцию «Сценарии, роли и разговоры между частями системы».

Станция “Сценарии, роли и разговоры между частями системы”

“Use Case помогает договориться о том, что система должна делать – еще до того, как кто-то начнёт её строить,”по мотивам книги Alistair Cockburn, Writing Effective Use Cases

Мы уже умеем слышать заказчика, формулировать цели и превращать смутное «хочу» в понятные артефакты. Теперь настало время перейти к структуре: сначала – User Story, потом – Use Case, чтобы зафиксировать последовательность взаимодействий.

сценарии тестирования требования

User Story: коротко, ясно, по делу

user story пользовательский сценарий

User Story – это сжатое желание. Которое отвечает на вопросы: «Кто? Что хочет? Зачем?» Это история от первого лица, в которой сразу видно:

пользователь сценарий

🔹 Кто хочет что-то сделать (роль),

🔹  Что он хочет сделать (действие),

🔹  Зачем ему это (ценность).

Примеры из нашего проекта с джемами:

  • Как покупатель, я хочу ввести адрес доставки один раз, чтобы не повторять его при оплате.
  • Как покупатель, я хочу видеть сообщение об ошибке при неудачном платеже, чтобы понимать, что делать.
  • Как покупатель, я хочу получить email с подтверждением заказа, чтобы быть уверенным, что заказ оформлен.

Чтобы User Story стала рабочей, к ней добавляют:

C:\Users\Юля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Обеспечение качеством (6).png

Пример:

Элемент Содержание
User Story Как покупатель, я хочу получить email с подтверждением заказа, чтобы быть уверенным, что он оформлен
Acceptance Criteria • Письмо отправляется после оплаты
Содержит список товаров и адрес доставки
• В случае ошибки отображается сообщение
Priority Высокий

User Story помогает не потеряться в деталях. Она — якорь. А ещё она заставляет задать вопрос: Зачем..? Зачем делаем эту кнопку? Зачем меняем процесс?

Use Case: один путь – много решений

После того как мы нарисовали процесс в виде BPMN-схемы и увидели общую картину, настало время приблизиться: выбрать один маршрут, рассмотреть его как под микроскопом. Для этого есть мощный инструмент – Use Case.

Use Case – это структурированное описание одного конкретного сценария использования системы. Кто действует? Что делает? Что система отвечает? Что может пойти не так?

В нашем проекте с джемами один из ключевых путей – оформление заказа.

Use case

Разберемся, из чего это описание состоит:

Use Case: оформление заказа

У героя появился позвоночник невидимый, но несущий. Он начал удерживать маршрут: от старта до результата. Это внутренняя собранность, которая не даёт распасться в деталях.

Совет героя

Начни с цели – с того, что хочет пользователь и зачем (User Story). А уже потом опиши путь – кто участвует, что делает и как система отвечает (Use Case).

Так ты удержишь и смысл, и структуру.

Команда поймет, зачем строим и как это должно работать.

Диаграммы: когда взгляд становится системным 

структура требований

User Story – это цель.
Use Case – это маршрут.
А что дальше?

Дальше система в лицах и связях. Чтобы построить её надёжно, нужны диаграммы. Не ради красоты, а ради точности: кто с кем общается, из чего всё состоит, как проходит процесс.

В этой части мы познакомим героя с тремя ключевыми видами UML-диаграмм, которые помогут ему стать не просто аналитиком, а архитектором смысла.

Диаграмма Зачем нужна Что показывает
Sequence Diagram Чтобы понять, как части системы разговаривают между собой Порядок и логику сообщений между актерами, сервисами, модулями
Class Diagram Чтобы увидеть, из чего всё построено Структуру данных, их связи, наследование и зависимости
Activity Diagram Чтобы описать внутреннюю логику действия Ветвление сценариев, циклы, условия, альтернативные пути
Подпишитесь на рассылку

Тренды и фишки из мира IT,
экспертные статьи и всё о тестировании.

Sequence Diagram – разговор по ролям

Иногда важно не просто знать, что делает система, но и в каком порядке это происходит. Кто с кем говорит? Что отвечает? Что будет, если шаг пропущен? Вот тут и вступает Sequence Diagram — диаграмма последовательностей. Она показывает время, взаимодействие и участников.

Ее стоит использовать, когда нужно показать сценарий пошагово особенно при оплатах, заказах, регистрации, уведомлениях. Всё, где важно: кто первый, кто второй, кто должен ответить, а кто ждать. Sequence Diagram даёт:

  1. Чёткую картину взаимодействия
  2. Видимость, где может случиться сбой
  3. Возможность сразу обсуждать с командой, как построить, что логичнее

Вот как это будет выглядеть:

Как читать и писать Sequence Diagram:

@startuml
actor Покупатель
participant Приложение
participant Платёжка
participant Склад
Покупатель -> Приложение : Нажимает "Оформить заказ"
Приложение -> Платёжка : Отправка данных об оплате
Платёжка -> Приложение : Подтверждение оплаты
Приложение -> Склад : Уведомление о заказе
Склад -> Приложение : Подтверждение сборки
Приложение -> Покупатель : Показывает "Заказ оформлен"
@enduml

Разбор синтаксиса:

Sequence Diagram

Попробуйте сами: скопируйте код и вставьте его на сайт plantuml.com. Вы увидите свою первую Sequence Diagram в картинке.

Activity Diagram маршрут с развилками

Иногда важно показать весь процесс, который проходит пользователь или система: со всеми шагами, развилками, проверками и альтернативами. Тут поможет диаграмма активностей Activity Diagram. Это как карта сценария, где видны все повороты.

Используйте ее, когда нужно описать:

  1. Пошаговый процесс с проверками и условиями
  2. Что происходит при альтернативных сценариях
  3. Поведение системы в виде алгоритма
  4. Внутреннюю логику одного участника

Она покажет, где могут быть ошибки и что делать, а также позволит обсудить поведение до реализации. Кроме всего этого, Activity Diagram отлично читается: менеджером, тестировщиком, дизайнером.

диаграмма активности Activity Diagram

Как читать и писать Activity Diagram:

@startuml
start
:Открыть приложение;
:Выбрать джем из каталога;
:Добавить товар в корзину;
if (Корзина не пуста?) then (да)
  :Перейти к оформлению заказа;
else (нет)
  :Показать сообщение "Корзина пуста";
  stop
endif
:Ввести данные для доставки;
:Выбрать способ оплаты;
if (Выбран онлайн-платёж?) then (да)
  :Ввести данные карты;
  :Подтвердить оплату;
  if (Оплата прошла?) then (да)
    :Показать экран подтверждения заказа;
  else (нет)
    :Показать сообщение об ошибке;
    stop
  endif
else (нет)
  :Выбрать оплату при получении;
  :Подтвердить заказ;
  :Показать экран подтверждения заказа;
endif
stop
@enduml

Разбор синтаксиса:

Activity Diagram

Попробуйте сами: скопируйте код и вставьте его на plantuml.com. Вы увидите свою первую диаграмму активностей!

У нашего героя появились когти точные, не острые, но решительные. Он научился вскрывать сценарии, находить ошибки, вмешиваться, когда нужно. 

Совет героя

Смотри вглубь – не просто на шаги, а на то, как они соединяются. 

Диаграммы – твои когти: с их помощью ты не только видишь, но и можешь вмешаться вовремя.

роли акторы сценарии диаграммы

Теперь наш герой умеет не просто слушать он видит связи. С помощью:

  • User Story, которая превращает «хочу удобно» в четкий запрос,
  • Use Case, раскладывающего путь пользователя на атомы,
  • Диаграмм, показывающих, как «разговаривают» между собой приложение, оплата и склад.

Его новые когти  это способность вскрывать процессы, находить скрытые развилки и ошибки до того, как их увидит пользователь.

А в пятой статье (если Юлина муза не съест все запасы клубнично-кокосового джема 😉), быть может, увидим и разберем: прототипы в Figma и валидацию требований. А пока попробуйте сами побыть аналитиком: возьмите любой процесс (хоть «как сварить кофе») и опишите его как Use Case с альтернативами. Увидите мир станет чуть более управляемым! И делитесь своими достижениями в наших соцсетях и комментариях 😉.

Другие статьи
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
Email
guest
0 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Об авторе
author

Бизнес-аналитик. Специалист по Data Science. Имеет опыт в проектах HoReCa и разработке мобильных приложений. Своей сильной стороной считает способность анализировать сложные задачи и структурировать их в простые и эффективные решения. Знает всё о сборе и анализе требований и о BPMN- и UML-диаграммах.

Поиск
Получите совет
Лаборатория Качества
Здравствуйте! Мы онлайн и готовы вам помочь!
79202240126
Quality_Lab_bot?start=officialsitelk