Появление новичка в жизни команды

Негласно считается, что хороший менеджер – это родитель одного, а лучше двух и более детей. Никогда не задумывались, почему? Возможно, менеджер-родитель обладает преимуществом в планировании? Может быть, он умеет грамотно распределять задачи? Или тут что-то связано с декомпозицией и оценкой времени?

Секрет же менеджера-родителя кроется в отношениях. Хороший менеджер-родитель переносит паттерны общения со своими детьми в команду. Растит новичков, защищает их от внешних угроз (к примеру, от негатива смежных команд), проявляет участие в жизни каждого, радуется успехам и с родительским терпением принимает нас такими, какие мы есть. Мне приходилось работать под руководством разных людей в разных командах, и самое приятное – находиться под опекой менеджера-родителя. В теплой семейной атмосфере и работать, знаете ли, приятнее, и расти в профессии легче.

В этой статье мы поговорим о неминуемом – о появлении новичка в команде. Можно ли при этом обеспечить ему безопасное погружение, не создавая также угрозы команде и всему проекту?

Погружение новичка в команду – дело ответственное и важное, в нем кроется зачин будущих успехов или неудач, а потому игнорировать этот этап нельзя. Здесь будет уместно провести аналогию с игрой в шахматы. Есть набор фигур, четкие правила и «поле боя», но при этом каждый игрок применяет свою технику и может, к примеру, вообще не использовать некоторые фигуры во время партии.

Для начала опишем виды погружения, используемые в тестировании:

    • Метод «Читай тз» («Читай тз!» – говорили они. «Изучай продукт!» – говорили они). К слову, самое скучное и неэффективное погружение всех времен.
    • Метод «Проходи кейсы». Вот, уже ближе к делу.
    • Метод под кодовым названием «Ментор». «О! Вот кого можно завалить вопросами. Тебя-то я и искал!»
    • Метод «Песочница». Если у вас большой и длительный проект, есть мноооооого времени в запасе, то такой метод подходит именно вам.
    • Метод «Нет времени объяснять, танцуй». Стрессовое погружение, не все «выживают» после такого боя.

Конечно, в природе не зафиксировано случаев применения только одного метода Каждый менеджер, как истинный художник, смешивает, пробует, экстрагируя самое эффективное.

Партия первая. Новые процессы

Давным-давно одна средняя софтверная компания решилась на открытие филиала «на периферии», в городе С. Дело нехитрое, уже через месяц в С появился уютный офис со своими обитателями – разработчиками, тестировщиками и эйчарами. Событие вызвало ажиотаж среди соискателей, ведь в городе появилась достойная работа с интересными проектами, различными плюшками и конкурентной заработной платой. Штат неумолимо рос, в том числе и за счет «новичков в тестировании». Последние быстро включались в процесс и начинали приносить прибыль. Но все ли так было идеально? Давайте рассмотрим пример.

Василий всю сознательную жизнь проработал в мебельной компании «системным администратором». По факту имел дело с сетями, зачастую приходилось физически прокладывать, соединять и поддерживать в рабочем состоянии различные виды кабелей. Иногда ему доверяли настройку старенького компьютера для нового сотрудника бухгалтерии. Но большую часть рабочего времени он сидел за компьютером, серфил и раздавал новые батарейки к мышкам. Работа не пыльная, но скучная. Василий решился на перемены.

Расскажем о том, как он пришел именно в нашу софтверную компанию. Радостный и полный сил и энергии он начал свой первый рабочий день. Получил все доступы и инструкции, настроил «окружение», о чем с удовольствием отрапортовал молоденькой тимлиду. Тимлид восприняла энтузиазм нового члена команды беспристрастно и холодно. И погружение началось. Для начала Василия попросили составить маппинг тестируемого сайта. Мысль вполне себе здравая, если бы не одно но: уровень детализации функционала не уточнили, и наш Василий потратил целый день на схему одной экранной формы, оттачивая ее содержание. Эта схема была хороша всем, кроме одного – она не давала ровным счетом ничего для понимания тестируемого продукта. На второй день Василий уже занимался делом, он тестировал сайт по кейсам. Все его вопросы, а их был «мильон», по умолчанию считались глупыми и наталкивались на односложные ответы (что-то вроде «читай тз»). К началу третьего дня Василий был в подавленном состоянии. Он жалел обо всем. Ему хотелось обратно в мебельную компанию, где ему было все понятно. Здесь он чувствовал себя глупым, ненужным, мешающимся…

Партия вторая. Альтернативный ход

Прошел год. Василий наш заматерел, поднатаскался в тестировании и поехал покорять «резиновую». Устроился работать в банк тестировщиком, снял квартиру. В первые рабочие дни на Василия вылился ушат из регламентов, инструкций и правил, которые он неукоснительно должен был соблюдать. Регламентировано было все, даже форма общения в мессенджерах. Вероятно, покопавшись, можно было найти инструкцию по форме дугообразности улыбки в зависимости от разных обстоятельств. За каждый промах и несоблюдение инструкций он получал «ай-яй-яй» и всеобщее негодование. «Изучать» продукт по завету нового лида Василий начал с пятисотстраничного технического задания на общую функциональность; на пятой странице он уже почти спал. Затем его ждало исследовательское тестирование продукта, которое закончилось почти сразу: Василий нашел баг, душа пела, внутренний голос ликовал. Продолжалось это недолго: на баг-репорт по всем правилам и регламентам наш герой потратил добрую половину дня, чертыхаясь (про себя) и вздыхая. Команда была не предупреждена о появлении нового человека. К Василию относились сдержанно, с подозрением. Все вопросы дружно перенаправлялись на лида с обоснованием «у меня нет времени» или «я это не тестировал». И тут Василий долго чувствовал себя «не в своей тарелке» и даже в чем-то «пятым колесом»…

Когда выигрывают все

Мы рассмотрели типичные ситуации погружения новичка, которые характерны для большинства компаний. Как реагировать на такую практику? Удобный вариант – новичкам нужно закусить узду и потерпеть эти «первые три» месяца, а компании ничего не менять. Неудобный вариант – увидеть в новичках боевые единицы. Следует понять, что для окупаемости специалиста совсем не обязательно выжидать условные сроки. Давайте разрушать стереотипы! Новичок может и должен приносить профит компании. Как? Пошаговая инструкция для менеджера приведена ниже.

Подготовка. Беременность

    • Как только вы узнали, что у вас будет новичок, идите с новостями в команду. Объясните, чем вызвано появление новичка (расширение или, к примеру, замена уходящего). Запросите фидбек от команды по вопросу погружения новых членов команды (вероятно, что-то можно улучшить, изменить, сделать понятнее). Вы удивитесь, но некоторые сами захотят стать ментором новичка, – не препятствуйте; возможно, в команде рождается руководитель (но об этом в другой статье).
    • Поподробнее расскажите команде о новичке. Если это начинающий специалист, попросите терпимо относиться к вопросам и всячески помогать (ведь это временно).
    • Помогите ментору спланировать первые дни новичка и программу погружения. Не имеет особого значения, будет ли это исследовательское тестирование или составление карты сайта. Старайтесь, чтобы именно этот метод дал необходимое – понимание бизнес-процессов.
    • Запишите видеоурок о тестируемом продукте, его особенностях и главных фичах – такой формат будет самым эффективным.
    • Сделайте понятную навигацию по инструкциям и регламентам. Желательно, чтобы они лежали в одном месте и имели понятные названия. Постарайтесь уместить каждый регламент на одну страницу А4 – наши восточные мудрые коллеги уже давно пришли к выводу, что именно такой формат позволяет удержать в фокусе главное и получить всю необходимую информацию.

Первые дни. Новорожденный

    • Познакомьте новичка с командой, дайте краткое резюме каждому и уточните, к кому и по каким вопросам бежать. Удивительно, но в первые дни это никому не ясно.
    • Разузнайте, что умеет ваш новичок; эта информация позволит вам понять, с чего начать.
    • Расскажите новичку в устной форме о ваших негласных правилах и обычаях, такая информация будет ему интересна и полезна.
    • Берите новичка с собой на обеды и на перекуры, это поможет ему быстрее эмоционально влиться в коллектив.
    • Расставляйте приоритеты в задачах. Это позволит новичку понять, что от него хотят в первую очередь.
    • Общайтесь с новичком в конце каждого дня. Пусть он расскажет, что сделал сегодня; это позволит ему структурировать полученную информацию.
    • Делайте замечания работе, действиям, а не человеку. При любом раскладе не стоит переходить на личности.
    • Ах, да! Спускайте информацию новичку дозировано и по событию, все сразу он все равно не осилит.
    • Давайте обратную связь. После одного «спасибо» становится радостнее и теплее. Благодарите новичка и замечайте его достижения. Таки образом он быстрее наберется сил и уверенности.

После погружения. Младенец

    • Дурацкие вопросы будут, смиритесь. Воспринимайте это не только как проблему, но и как возможность. Соберите основные и часто встречающиеся вопросы и создайте что-то вроде FAQ для следующих новичков.
    • Проведите мини-экзамен для новичка по результату погружения. Это поможет увидеть картину не только уровня полученных знаний новичка, но и эффективности ваших методик.
    • Сделайте ретроспективу с погружаемым. Это займет 5-10 минут, но даст неоценимую пользу для работы с последующими новичками. Кто, как не только что погруженный, поможет вам улучшить процессы?
    • Вечным ментором быть невозможно, но если ментор в последующем интересуется делами подопечного, то это показывает высокий уровень менеджерских подходов в компании.

Новичку

Уважаемый новичок! Ты только в начале тернистого пути тестировщика. Ты готов на все испытания и принимаешь их с молчаливым согласием. Тебя ждут несовершенные процессы, события, люди. Но тебе все по зубам, я верю. Потому что внутри тебя сидит матерый тестировщик.
Если ты прошел боевое крещение в атмосфере непонимания и эмоциональной паники, то не становись таким, как «они». Встречай очередного новичка по-доброму, по-отечески. Все перемены начинаются с тебя 🙂

Об авторе

Универсальный солдат тестирования. Люблю учиться и делиться знаниями. С отвагой в сердце иду на покорение новых вершин в сфере тестирования. Уверена, что пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы

Поиск
Облако меток
8 марта (1)api (5)ISTQB FL (1)IT (1)kpi (1)kpi в тестировании (1)postman (1)Quality lab. Meetup (2)regress тестирование (1)rest api (2)scrum (1)scrumban (1)smoke тестирование (1)soap api (1)sqa days (1)TDD (2)UX-экспертиза (1)won't fix (1)А/Б тестирование (1)День дарения книг (1)День защитника Отечества (1)День рождения ЛК (1)День смеха (1)Мероприятия (2)ПОИНТ (3)Приёмочное тестирование (1)РИТ (1)Эльбрус (1)Юмор (2)автоматизация тестирования (7)аудит (2)аудит тестирования (2)аутсорс (5)баги (4)банковские приложения (1)бесплатный вебинар (1)вакансии (5)варианты использования (1)веб-приложения (1)веб-тестирование (2)верстка (1)галеры_qualitylab (1)граничные значения (1)дедлайн (2)диаграмма Исикавы (1)дополнительные материалы (3)ежемесячный отчет (14)интернет-магазин (1)исследовательское тестирование (2)коммуникации (4)конфликты (2)кроссбраузерное тестирование (1)курсы для тестировщиков (2)лаборатория качества (22)лайф-хаки (4)локализация (1)медицинское ПО (1)международные проекты (1)метрики (3)модель ситуационного лидерства (1)мотивация (3)новый год (3)обеспечение качества (13)обучение (8)онлайн-конференция (1)оптимизация тестирования (12)оффлайн тренинги (1)поздравление (2)поздравления (6)пользовательские истории (1)пример (2)проблемы (3)проектные риски (1)проекты (4)процесс тестирования (24)развитие команды (6)разработчики (1)распределенная команда (3)решения (4)ритейл-приложения (1)сертификация ISTQB FL (1)собеседование (1)специализация (2)с чего начать (2)тест-анализ (2)тестирование (49)тестирование безопасности (3)тестирование для бизнеса (2)тестирование мобильных приложений (2)тестирование серого ящика (1)тестирование требований (1)тестирование черного ящика (1)тестировщики (10)тестовая документация (1)тестовое покрытие (1)тесты (1)техники тест-дизайна (1)требования (1)удаленная работа (1)удобство использования (2)управление проектами (3)управление рисками (1)успехи (6)целевая аудитория (3)юзабилити (3)
Получите совет