Особенности планирования работ по тестированию мобильных приложений

Трудно представить современную жизнь без мобильных устройств и, соответственно, без мобильных приложений. Неотъемлемой частью разработки таких приложений является их тестирование. Грамотный подход к организации тестирования мобильного приложения позволит правильно оценить время на проверку и создать удобный и качественный продукт.

Цена ошибок при тестировании очень высока. Для коммерческих приложений она может выражаться в снижении числа пользователей и возможных клиентов, а также в ухудшении репутации компании-разработчика. Для приложений, участвующих в производственных процессах или социальных сферах, – в недовольстве пользователей и в потере прибыли.

Поэтому мы рассмотрим основные аспекты, на которые требуется обращать внимание при тестировании мобильных приложений.

Подготовка к планированию

Прежде чем приступать к подготовке плана тестирования, необходимо определить границы этого тестирования, то есть список платформ, операционных систем и устройств, на которых требуется провести тестирование мобильного приложения.

Выбор платформы обычно обусловлен назначением приложения и требованиями заказчика. Приложения для широкого круга пользователей чаще всего выпускаются на двух платформах: IOS и Android (по статистике 98% приложений создано на IOS и Android платформах, и лишь 2% используют остальные платформы). Узкоспециализированные приложения или игры, как правило, реализуются на одной платформе.

Выбор версии ОС. Лучше всего взять самые популярные версии с официальных сайтов developer.android.com и developer.apple.com. Не стоит забывать и про более старые версии, т.к. не все смартфоны и планшеты позволяют обновиться до популярной или свежей версии ОС, да и многие пользователи просто не хотят этого делать.

Во время работы над долгосрочным проектом необходимо пересматривать состав версий, выбранных для тестирования. В новых релизах могут не поддерживаться некоторые компоненты из предыдущих версий, что потребует доработки мобильного приложения.

Выбор моделей устройств. В связи с огромным числом производителей и моделей смартфонов и планшетов становится очевидным, что охватить при тестировании весь спектр устройств не получится. Следовательно, стоит выбирать несколько моделей, отличающихся друг от друга техническими характеристиками (размером и разрешением экрана, объемом памяти).

На покупке всего спектра мобильных устройств можно сэкономить, воспользовавшись эмуляторами. Придется повозиться с их установкой, но взамен вы получите доступ ко всем необходимым моделям и возможность быстро переключаться с одного устройства на другое. Эмуляторы незаменимы при тестировании верстки и геолокации. При этом нужно понимать, что эмулятор никогда не заменит реальное устройство. Также не стоит тратить время на симуляторы, т.к. они просто изображают окружение оригинального устройства и никак не затрагивают его начинку (железо), а ведь она может повлиять на результат.

Таким образом, для полного тестирования мобильного приложения можно ограничиться 3-4 реальными устройствами, а при необходимости провести выборочное тестирование (тестирование основных функций приложения) на эмуляторах.

Планирование работ по тестированию

После определения границ тестирования можно приступать к планированию самих работ. Необходимо отметить, что тестирование мобильного приложения занимает значительно больше времени, чем, например, веб-сайта или десктопного приложения, т.к. требуется учесть некоторые особенности и заложить время на следующие дополнительные проверки:

  • тестирование требований на полноту и внутреннюю непротиворечивость;
  • тестирование совместимости версий АПИ;
  • тестирование работы приложения на разных физических устройствах;
  • юзабилити-тестирование.

Подробнее рассмотрим каждый из этих пунктов.

Тестирование требований
На последнем проекте по тестированию мобильного приложения в сфере ЖКХ мы столкнулись с необходимостью тестирования требований. Это не было включено в обязательный набор проверок при тестировании доработок, но в процессе написания чек-листов мы не раз сталкивались с тем, что техническое задание было неполным (не учитывало специфику мобильных приложений или противоречило спецификациям для веб-приложения). Разработчики также могли при реализации требований не обратить внимания на этот факт и сделать так, как им казалось удобнее. В итоге мы получали на тестирование такую версию приложения, которая по-разному вела себя на разных платформах или вообще выпадала в системные ошибки при неучтенных в ЧТЗ комбинациях действий пользователя. Исправление уже реализованного функционала и его ретест требовали дополнительного времени. В конечном итоге мы стали еще до передачи требований в разработку проводить их оценку и формулировать указания аналитику на возможные трудности и неучтенные моменты.

Тестирование совместимости API
Еще один фактор, увеличивающий время тестирования, – это постоянно меняющаяся функциональность тех веб-приложения, по аналогии с которым реализовывалось мобильное приложение. Релизы программы не успевали за изменениями веб-версии, структура данных изменялась, и веб-сервисы переставали возвращать нужные для МП данные. В связи с этим неотъемлемой частью процесса стало тестирование API. Проверка состава и формата передаваемых и возвращаемых через REST-сервисы данных позволяет своевременно обнаруживать и исправлять те места, где мобильное приложение отстает от веб-версии. Более подробно об этом можно прочитать в статьях Освоение тестирования REST API и Автоматизация тестирования REST API при помощи Postman и JavaScript.

Тестирование на физических устройствах
На этапе функционального тестирования основных проверок на соответствие функций приложения спецификациям необходимо проводить тестирование поведения приложения в различных ситуациях, а именно:

  • переход в фоновый режим при поступлении звонков и sms, срабатывании будильника;
  • работу приложения при подключении к другим устройствам;
  • работу с разными видами интернет-подключений (Wi-Fi, 4G, 3G);
  • обработку ситуаций отсутствия связи (вывод сообщений при отключении интернет-соединения и корректное продолжение работы при его восстановлении);
  • процесс переустановки и обновления приложения до новой версии.

Поскольку эти проверки очень сильно зависят от различных технических условий и специфических ситуаций, при их проведении не обойтись без реальных устройств. Более того, эмуляторы мобильных телефонов не дают вам реальных показателей скорости работы приложения, производительности и отзывчивости настоящего телефона. Также на эмуляторе трудно оценить и удобство приложения. Да, большую часть функционального тестирования можно провести с помощью эмуляторов, но проверить поведение приложения в реальных условиях можно лишь с использованием настоящих смартфонов и планшетов.

Юзабилити-тестирование
Еще одним неотъемлемым этапом тестирования МП является юзабилити-тестирование. Здесь очень важно обеспечить для пользователя максимальный комфорт при работе с приложением, который подразумевает выполнение следующих требований:

  • быстрота работы;
  • простота и понятность интерфейса;
  • минимальный ввод данных с клавиатуры;
  • наличие индикации (отклика) на действия пользователя.

Также необходимо, чтобы приложение соответствовало общепринятым стандартам (руководствам) по стилю.

Выше мы описали проверки для мобильных приложений, которые имеют принципиальные отличия от тестирования веб-сайта или десктопного приложения. При этом не стоит забывать о том, что потребуется провести полное функциональное и нагрузочное тестирование, тестирование безопасности и совместимости. Об этом можно прочитать в других статьях нашего блога:

Подводя итоги, можно сказать, что при тестировании мобильного приложения необходимо уделить особое внимание выбору парка устройств, на которых будет проводиться тестирование, учесть время на тестирование требований и API, а также осуществить полную качественную проверку поведения приложения в реальных условиях использования мобильного устройства. Самое же главное – обеспечить для пользователя простоту и удобство работы с данным мобильным приложением.

Об авторе

Работаю в сфере IT около 10 лет. Занималась внедрением ERP систем в качестве аналитика и постановщика задач, работала на крупных гос.проектах. С 2013 года занимаюсь тестированием. В 2016 году присоединилась к команде «Лаборатории Качества» на должность тестировщика мобильных приложений.

Поиск
Облако меток
8 марта (1)api (5)Game of testers (1)kpi (1)kpi в тестировании (1)postman (1)Quality lab. Meetup (1)regress тестирование (1)rest api (2)scrum (1)scrumban (1)smoke тестирование (1)soap api (1)sqa days (1)TDD (2)UX-экспертиза (1)won't fix (1)А/Б тестирование (1)День дарения книг (1)День защитника Отечества (1)День рождения ЛК (1)День смеха (1)Мероприятия (1)Опрос (1)ПОИНТ (2)Приёмочное тестирование (1)РИТ (1)Юмор (2)автоматизация тестирования (5)аудит (1)аудит тестирования (1)аутсорс (2)баги (4)банковские приложения (1)вакансии (5)варианты использования (1)веб-приложения (1)веб-тестирование (2)верстка (1)граничные значения (1)дедлайн (2)диаграмма Исикавы (1)дополнительные материалы (2)ежемесячный отчет (13)интернет-магазин (1)исследовательское тестирование (2)коммуникации (4)конфликты (1)кроссбраузерное тестирование (1)курсы для тестировщиков (2)лаборатория качества (20)лайф-хаки (3)локализация (1)медицинское ПО (1)международные проекты (1)метрики (3)модель ситуационного лидерства (1)мотивация (3)новый год (2)обеспечение качества (10)обучение (7)оптимизация тестирования (13)оффлайн тренинги (1)поздравление (1)поздравления (6)пользовательские истории (1)пример (1)проблемы (2)проектные риски (1)проекты (4)процесс тестирования (25)развитие команды (5)разработчики (1)распределенная команда (3)решения (2)ритейл-приложения (1)собеседование (1)специализация (2)с чего начать (1)тест-анализ (2)тестирование (46)тестирование безопасности (3)тестирование мобильных приложений (2)тестирование серого ящика (1)тестирование требований (1)тестирование черного ящика (1)тестировщики (10)тестовая документация (1)тестовое покрытие (1)тесты (1)техники тест-дизайна (1)требования (1)удобство использования (2)управление проектами (4)управление рисками (1)успехи (1)целевая аудитория (3)юзабилити (3)
Получите совет