Интересные методы погружения и обучения стажеров в распределенных командах

При написании статьи использовались материалы А.Смирновой, подготовленные в рамках конференции тестировщиков «Котэ»

Тестирование – очень динамичная сфера, которая постоянно развивается; каждый день появляются новые инструменты, материалы и подходы. Тестировщик – это «универсальный солдат», зачастую объединяющий в себе различные навыки: написание кода, управление ресурсами, владение основами дизайна и верстки, а также знания в более узких прикладных областях. Руководители проектных команд стараются повышать квалификацию своих ребят, отправляя их на всевозможные курсы и тренинги. Но как быть со стажерами, с «проектными новобранцами»? Как правильно, а главное, чему именно нужно научить стажеров (особенно в распределенной команде), чтобы у них не пропал интерес к профессии, и чтобы это обучение принесло пользу не только «новобранцу», но и всему проекту? Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Распределенная команда

У нас в компании все сотрудники: и закаленные проектами «универсальные солдаты», и совсем новехонькие стажеры – удаленные специалисты, и руководители проектов – управляют распределенными командами и выстраивают все процессы с учетом этого факта.
Обучение осложняется тем, что мы не видим наших стажеров, не можем пообщаться с ними лично и наметить оптимальные пути развития. Однако, из любой ситуации есть выход, и мы нашли его в разработке несколько документов, способных максимально быстро и безболезненно погрузить наших новичков в проект, обучить их и отправить в большое плаванье по тестированию релизов и сложных задач.

Обучение: общая база и приоритетные направления развития

Основная команда нашего проекта занимается комплексной оценкой качества страхового программного обеспечения заказчика, а это непростой узконаправленный функционал, имеющий свои особенности. Именно этим особенностям нам и нужно обучать стажеров для того, чтобы они могли выполнять «боевые» задачи заказчика на достойном (и это важно!) уровне.
Не будем забегать вперед, подробно расскажем о том, что нам пришлось предпринять.

Сопоставление приоритетов проекта и навыков стажеров

Для начала нам предстояло выделить навыки, которые необходимы для успешной работы над проектом. Как? Здесь все достаточно просто – были проанализировали текущие задачи, и составлен подробный список навыков.
Мы определили четыре варианта приоритетов:
    • Приоритет 1 – навыки, без которых выполнять текущие проектные задачи невозможно или очень сложно;
    • Приоритет 2 – навыки и знания, которые требуются для более качественного выполнения задач, встающих перед специалистом на проекте;
    • Приоритет 3 – навыки, которые являются не обязательными, но желательными для изучения, так как они найдут применение в текущих рабочих задачах;
    • Приоритет 4 – навыки, которые в соответствии с текущими задачами не будут использоваться на проекте.
После этого были расставлены приоритеты по каждому навыку для каждого члена команды, включая стажеров. Приоритеты зависели от задач, которые предстояло выполнять новичкам. В нашем случае для всех новобранцев приоритеты были одинаковы (все они готовились на позицию ручных тестировщиков), мы выделили для них три навыка с Приоритетом 1:
    • тест-дизайн (постигаем основные техники тест-дизайна, учимся писать тест-кейсы и чек-листы);
    • ручное тестирование (изучаем скриптовое и исследовательское тестирование, мнемоники и эвристики);
    • работа с баг-трекинговыми системами (учим новичка работать с используемым на проекте БТ, локализовывать и заводить дефекты).
Отметим, что эти приоритеты со временем могут меняться: все будет зависеть от задач, выполняемых нашими новобранцами, а также от направления, в котором они хотят развиваться.

По клику на картинку откроется полная версия.
Комментарии к рисунку:

По клику на картинку откроется полная версия.

Для дальнейшей работы со стажерами нам предстояло сопоставить навыки ребят с необходимыми компетенциями на проекте. Это было нетрудно – мы дали стажерам таблицу с навыками и попросили оценить их знания, исходя из определенных для проекта пяти вариантов оценки:
    • отлично знаю – эксперт;
    • средний уровень – успешно использовал на проектах;
    • изучаю – прохожу курсы / изучаю самостоятельно;
    • поверхностные знания – есть общее представление;
    • совсем не знаю – нет знаний.
После того, как стажеры (да и основная команда заодно) заполнили информацию, все стало наглядно и понятно.


По клику на картинку откроется полная версия.

Основываясь на полученной информации, были составлены индивидуальные планы обучения (ИПР). Теперь, когда мы имели план развития и знали, чему и как учить новичка, можно было начинать погружение в проект.

Инструкция для стажеров и другие полезные документы

Для того, чтобы погружение прошло безболезненно, но в то же время не растянулось надолго, мы разработали документацию, помогающую оптимизировать процесс погружения и параллельного обучения стажеров.
Одним из ключевых документов стал план-инструкция «Салют, новобранец!», написанный в user-friendly формате. Основной ее принцип – сопоставление ответов на вопросы «что делать», «у кого спросить», «что посмотреть».

По клику на картинку откроется полная версия.

В инструкции мы по дням расписали, что именно необходимо изучить, где можно посмотреть информацию перед тем, как задать вопрос кому-то из коллег, и к кому и по какому функциональному блоку продукта можно обратиться. В качестве дополнительного был добавлен столбец «статус», который дал возможность оперативно отслеживать, на каком этапе находятся наши новобранцы.

SMART-задачи

Следующий важный документ, который помогает нам с обучением и погружением стажеров в особенности проекта, – это smart-задачи.
Очевидно, стоит подробнее рассказать о принципе SMART и о том, почему он нам так нравится. Вообще, SMART – это мнемоническая аббревиатура, которую используют руководители разных уровней при постановке задач своим подчиненным. Каждая буква аббревиатуры имеет свою расшифровку:

    • Specific – конкретный. Ставя задачу, мы должны четко понимать, какого результата хотим достичь; результат должен быть однозначным и понятным всем участникам процесса – как стажеру, так и руководителю.
    • Measurable – измеримый. Нам нужны такие задачи, которые могут быть измерены, а измеримость предполагает наличие критериев – измерителей, показателей выполнения.
    • Attainable – достижимый. В данном случае определение «достижимый» мы бы заменили на «доступный» для выполнения определенным сотрудником со своим уровнем подготовки и квалификации. Эта характеристика как раз подходит нашим стажерам, ведь сразу нельзя «выпускать» новобранцев на серьезные «боевые» задачи.
    • Relevant – актуальный, значимый. Действительно ли выполнение задачи так важно для нас? Является ли данная задача необходимой именно сейчас? Чему научится стажер, если решит эту задачу?
    • Time-bound – ограниченный во времени. Любая задача должна иметь свой срок, в течение которого ее необходимо решить. Установление временных рамок и границ для выполнения задачи позволяет сделать процесс контролируемым и прозрачным. Руководитель в любой момент может увидеть прогресс выполнения по задаче, скорректировать и направить новичка в нужное русло.
Что из себя представляют smart-задачи? Это кратко описанные задания для стажеров, которые необходимо пройти, написать расширенные тест-кейсы, создать и приложить тестовые сущности.

По клику на картинку откроется полная версия.

Почему нельзя давать новичку в работу сразу «боевые» задачи? Все довольно просто. Во-первых, клиент платит нам деньги за тестирование – соответственно, если новичок наломает дров, то платить клиенту будем мы. Во-вторых, боевые задачи более сложные, чем тренировочные. В-третьих, на тренировочных задачах новички чувствуют себя более комфортно, не боятся задавать вопросы и совершать ошибки, и это немаловажно.
Чем хороши smart-задачи? Тем, что они схожи с «боевыми» и предполагают разный уровень подготовки стажеров. Мы разработали порядка двадцати «смартов» и по мере погружения новичка в проект выдавали все более и более сложные задачи. Таким образом, наши стажеры смогли достаточно быстро разобраться с основными функциональными блоками тестируемого продукта и взять в работу настоящие боевые задачи.

Интересные подходы к обучению

В «Лаборатории качества» и у себя на проекте мы считаем, что тестирование – сфера творческая, поэтому помимо стандартного подхода к изучению базового необходимого для проекта материала и тренировки новобранцев мы разработали ряд своих интересных «упражнений», которые помогли новичкам. Речь пойдет о domain-specific мнемониках в исследовательском тестировании.
Что такое domain-specific тестовые мнемоники? Термин «domain-specific» означает, что данные мнемоники были созданы специально для конкретного проекта с учетом особенностей функционала тестируемого продукта.
Для своих новобранцев мы разработали мнемоники, с помощью которых начинающие специалисты запоминают не только правильную последовательность действий в системе, но и знакомятся с особенностями программного обеспечения. Кроме того, эти мнемоники также рассчитаны на разный уровень подготовки новобранцев.
Наши domain-specific мнемоники: КАДР, КИС, А-ПЯТЬ, СПИК и USTA.
Мнемоника USTA (наш «домашний» аналог всем известной MUTTI) хорошо подходит для первого знакомства с продуктом, пользователями, сервисами и переходами сущностей из одного состояния в другое. Достаточно простые КАДР и КИС направлены на знакомство с функциональным блоком по добавлению и редактированию контрагентов. Более сложная А-ПЯТЬ исходит из того, что стажер уже познакомился с основными функциональными блоками и готов к последовательному выполнению ряда действий. СПИК – самая сложная на текущий момент мнемоника, предполагающая уверенные знания продукта и выполнение ряда прикладных действий.

Почему важен нестандартный подход к обучению и погружению?

Итак, мы хотим еще раз напомнить, что даже в обучении и погружении стажеров можно использовать творческий подход, а не только гонять ребят по проектной документации (она, безусловно, нужна, но подчас слишком скучна и монотонна). Мы стараемся использовать интересные и нестандартные методы. В чем их польза? В том, что наши стажеры не только учатся работать с прикладной областью (изучая в интересной форме особенности исследовательского тестирования в целом и продукта в частности), но и менее чем за две недели становятся «универсальными солдатами» и выходят на настоящие «боевые» задачи, помогают основной проектной команде с тестированием релизов и хот-фиксов. Более того, они сами начинают писать инструкции, а также поддерживают тестовую документацию в актуальном состоянии!
Об авторе

Занимается тестированием с 2012 года, прошла путь от стажера на 20 часов в неделю до руководителя отдела тестирования интернет-гипермаркета, работает в "Лаборатории качества" на позиции тест-менеджера.

Поиск
Облако меток
8 марта (1)api (5)Game of testers (1)kpi (1)kpi в тестировании (1)postman (1)Quality lab. Meetup (1)regress тестирование (1)rest api (2)scrum (1)scrumban (1)smoke тестирование (1)soap api (1)sqa days (1)TDD (2)UX-экспертиза (1)won't fix (1)А/Б тестирование (1)День дарения книг (1)День защитника Отечества (1)День рождения ЛК (1)День смеха (1)Мероприятия (1)Опрос (1)ПОИНТ (2)Приёмочное тестирование (1)РИТ (1)Юмор (2)автоматизация тестирования (5)аудит (1)аудит тестирования (1)аутсорс (2)баги (4)банковские приложения (1)вакансии (5)варианты использования (1)веб-приложения (1)веб-тестирование (2)верстка (1)граничные значения (1)дедлайн (2)диаграмма Исикавы (1)дополнительные материалы (2)ежемесячный отчет (13)интернет-магазин (1)исследовательское тестирование (2)коммуникации (4)конфликты (1)кроссбраузерное тестирование (1)курсы для тестировщиков (2)лаборатория качества (20)лайф-хаки (3)локализация (1)медицинское ПО (1)международные проекты (1)метрики (3)модель ситуационного лидерства (1)мотивация (3)новый год (2)обеспечение качества (10)обучение (7)оптимизация тестирования (13)оффлайн тренинги (1)поздравление (1)поздравления (6)пользовательские истории (1)пример (1)проблемы (2)проектные риски (1)проекты (4)процесс тестирования (25)развитие команды (5)разработчики (1)распределенная команда (3)решения (2)ритейл-приложения (1)собеседование (1)специализация (2)с чего начать (1)тест-анализ (2)тестирование (46)тестирование безопасности (3)тестирование мобильных приложений (2)тестирование серого ящика (1)тестирование требований (1)тестирование черного ящика (1)тестировщики (10)тестовая документация (1)тестовое покрытие (1)тесты (1)техники тест-дизайна (1)требования (1)удобство использования (2)управление проектами (4)управление рисками (1)успехи (1)целевая аудитория (3)юзабилити (3)
Получите совет