У каждого руководителя рано или поздно появляется потребность в развитии команды. Но как молодые, так и опытные руководители не всегда могут понять, куда именно можно развиваться, и что для этого нужно сделать. Работая в тестировании с 2006-го года и побывав в различных командах, я могу с уверенностью сказать, что возможность для развития есть всегда. Главное – определить верное направление. Ниже будут рассмотрены шаги, с помощью которых это можно сделать.
Самый главный вопрос, на который нужно найти ответ: зачем расти команде, если не поступает никаких жалоб ни со стороны заказчика, ни со стороны сотрудников? Необходимо оценить возможности для развития, которыми обладает команда на текущий момент – это позволит нам определить инструменты и стратегию достижения положительного результата. Также важно знать ближайшие планы и цели компании или проекта.
Так какие же шаги необходимы для дальнейшего развития?
Шаг 1. Определяем причины для развития
Казалось бы, если нет жалоб и пожеланий для развития со стороны работодателя, то нет и причин для развития. Зачем? Ведь и так все хорошо! Но особенность IT в том, что все тут постоянно обновляется и совершенствуется. Если остановиться на достигнутом и не развиваться синхронно с изменениями, то в один прекрасный день придут конкуренты и докажут, что вы отстали от жизни и делаете все не так. И они будут правы.
Также нужно учитывать, что самому работодателю далеко не всегда понятно, что выйдет в итоге, и окупят ли ваши нововведения затрачиваемые средства. Следовательно, необходимо привести все возможные аргументы и доводы в пользу улучшения процесса тестирования, а также рассказать о возможностях, открывающихся в связи с этим улучшением.
Стоит отметить, что в компании нужно проводить ретроспективы. Они помогут выявить проблемы и найти пути их решения, что также станет отправной точкой для совершенствования процесса тестирования на проекте. О ретроспективах можно прочитать в статье Ивана Сухинина (Sr. Director, POC and Innovation в Kibo) «Ретроспективы или разбор полетов».
Шаг 2. Определяем цели и ближайшие планы
Просто выявить причины для развития недостаточно – нужно определить, что именно необходимо развивать. В этом также могут быть полезны ретроспективы. Для того, чтобы найти точку входа процесса развития, необходимо понять, что нужно получить на выходе. Стоит обратить внимание на ближайшие цели и планы компании или проекта. Можно также составить целевой KPI и посмотреть, насколько команда проекта далека от цели. Прочитать про разные KPI проекта с примерами можно в статье Вишняковой Марины (Управляющий партнер ЗАО «ПиЭмТим») и в статье Кира Уланова.
В колонке «Метрика» указан список критериев, по которым можно оценить успешность проекта; в колонках с номером версии – показатели эффективности каждой отдельной версии продукта. В таблице легко отследить, насколько улучшилась или ухудшилась ситуация по проекту с выходом каждой версии.
Шаг 3. Составляем таблицы необходимых и имеющихся навыков
Как только цели и планы становятся понятны, начинаем составлять таблицу с навыками, которые необходимы сотрудникам для достижения указанных целей.
Выбор нужных KPI зависит от конкретной области бизнеса и показателя, который планируется отслеживать. Каждая отдельная компания на основе своих задач и бизнес-целей будет использовать различные типы KPI для измерения прогресса в развитии.
Шаг 4. Сопоставляем таблицы необходимых и имеющихся навыков
«База (с чего начал)» – уровень показателя, с которого начали ведение KPI.
«Норма» – средний уровень показателя по команде.
«Цель» – необходимый уровень показателя для проекта.
«Факт» – текущий уровень показателя сотрудника.
«Индекс KPI» – % эффективности (отношение факта к норме или факта к цели, в зависимости от показателя).
Шаг 5. Определяем стратегию и план по развитию навыков команды
- записать видео по работе с базами данных;
- организовать процесс погружения в тестирование интеграции;
- определить сотрудников на курсы тест-анализа;
- и т. п.
Это и будет той стратегией роста, согласно которой можно будет развивать команду тестировщиков.
Как понять, что направление выбрано правильно и ведет к успеху проекта или компании? Для этого есть специальные метрики, которыми можно воспользоваться, например, ROI (return on investment, возврат на инвестиции) и NPV (net present value, чистая текущая стоимость). Эти метрики более эффективны в коммерческих проектах, ориентированных на получение финансовой прибыли; доходы в них более прозрачны. Но в большинстве случаев реальную стоимость проекта заказчик не раскрывает, а потому оценивать ROI здесь будет проблематично.
В колонках с версией зеленым цветом выделены положительные значения, которые возрастали с каждой версией. Следовательно, мы можем говорить о верно принятых решениях по развитию проекта.
Заключение
- определение причины для развития;
- назначение цели и выработка ближайших планов;
- составление таблиц необходимых и имеющихся навыков на проекте;
- сравнение таблицы навыков с необходимыми умениями (при необходимости используется KPI);
- определение стратегии и плана по развитию навыков команды.
Таким образом, команде понадобится всего пять шагов, помогающих наметить направление для развития! Удачи, эффективных нововведений и успехов вам и вашим командам!